Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 62

               Рассмотрим прямолинейное движение машины с нейтральной поворачиваемостью. При действии боковой силы  (боковая сила появляется при поперечном наклоне дороги, при боковом ветре и т.д.) передняя и задняя оси будут двигаться с уводом. При равенстве уг­лов увода задней  и передней  осей векторы скорости этих осей будут параллельны. Машина, следовательно, при дейст­вии боковой силы сохранит прямолинейность своего движения, но на­правление движения изменится. Она будет двигаться под углом = к прежнему направлению.

             При повороте машины на неё будет действо­вать центробежная сила , которая вызовет увод её колёс. При нейтраль­ной поворачиваемости из-за смещения центра поворота траектория движения машины изменится, однако, радиус поворота останется прежним.

Рисунок 2.14  - Схема поворота машины

                            при

 
                Если угол увода передней оси будет больше угла увода  задней, то поворачиваемость машины называется недостаточ­ной. Появление боковой силы  у прямолинейно движущейся машины, вызовет качение колес с уводом. По условию , следовательно, векторы скоростей  задней и  передней осей у машины с эластичными шинами не будут параллельными. Машина с недостаточной поворачиваемостью и управляемыми колесами, установленными в положение пря­молинейного движения, будет, следовательно, под действием боковой силы двигаться криволинейно. Центр поворота находится с противоположной стороны боковой силы , а составляющая центробежной силы, перпендикулярная продольной оси машины, будет направлена против боковой силы . Действие боковой силы будет уменьшено, уменьшится и увод осей, увеличится

Рисунок  2.15 - Схема движения машины

                            при

 
радиус поворота. Машина при недостаточной поворачиваемости, таким образом, стремится сохранить прямолиней­ность своего движения.