Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 63

              При повороте на машину с недостаточной поворачиваемостью действует центробежная сила , вызывающая увод осей. Машина с недостаточной поворачиваемостью при одних и тех же углах поворота управля­емых колес, что и машина с жёсткими колёсами, имеет боль­ший радиус поворота. Для движения по кривой одинакового радиуса на машине с эластичными колёсами и не­достаточной поворачиваемостью управляемые колеса нужно повернуть нa больший угол, чем на машине с жёсткими колесами.

                    Если угол увода задней оси  больше угла увода передней , то поворачиваемость машины называется излишней. Под действием боковой силы машина с излишней поворачиваемость, как и машина с недостаточной поворачиваемостью, из-за не параллельности векторов скоростей осей будет

Рисунок 2.16 -  Схема поворота машины

                             при

 
двигаться криволинейно, но центр поворота будет находиться в той стороне, где действует боковая сила. Составляющая центробежной силы, перпендикулярная к продольной оси машины, будет складываться с боковой силой . Суммарная боковая сила увеличит углы увода осей и их разность, что приводит к уменьшению радиуса поворота. Но при уменьшении радиуса поворота и неизменной скорости движения увеличивается центробежная сила. Машина с излишней поворачиваемостью тогда будет двигаться по спирали, пока не произойдёт занос (скорость движения машины при этом должна быть относительно большой, чтобы была большой и центробежная сила).  Радиус поворота такой машины при одних и тех же углах поворота управляемых колёс, что и у машины с жёсткими колёсами, будет меньше.

Рисунок 2.17- Схема движения

                   машины  при

 
         Таким образом, движение машины с излишней поворачиваемостью неустойчиво, она может при определённых условиях потерять управляемость, поэтому при проектировании машины стремятся к тому, чтобы она была с недостаточной поворачиваемостью. Недостаточная поворачиваемость может быть получена при увеличении нагрузки на передние колёса, при уменьшении давления воздуха в передних колёсах, при увеличении числа колёс на заднем мосту и другими способами.