При повороте на
машину с недостаточной поворачиваемостью действует центробежная сила , вызывающая увод осей. Машина с
недостаточной поворачиваемостью при одних и тех же углах поворота управляемых
колес, что и машина с жёсткими колёсами, имеет больший радиус поворота. Для
движения по кривой одинакового радиуса на машине с эластичными колёсами и недостаточной
поворачиваемостью управляемые колеса нужно повернуть нa больший угол,
чем на машине с жёсткими колесами.
Если угол увода задней оси больше угла увода передней , то поворачиваемость машины
называется излишней. Под действием боковой силы машина с излишней
поворачиваемость, как и машина с недостаточной поворачиваемостью, из-за не
параллельности векторов скоростей осей будет
Рисунок 2.16 - Схема поворота машины
при
|
|
двигаться криволинейно, но центр поворота
будет находиться в той стороне, где действует боковая сила. Составляющая
центробежной силы, перпендикулярная к продольной оси машины, будет складываться
с боковой силой
. Суммарная боковая сила
увеличит углы увода осей и их разность, что приводит к уменьшению радиуса
поворота. Но при уменьшении радиуса поворота и неизменной скорости движения
увеличивается центробежная сила. Машина с излишней поворачиваемостью тогда
будет двигаться по спирали, пока не произойдёт занос (скорость движения машины
при этом должна быть относительно большой, чтобы была большой и центробежная
сила). Радиус поворота такой машины при одних и тех же углах поворота
управляемых колёс, что и у машины с жёсткими колёсами, будет меньше.
Рисунок 2.17- Схема движения
машины при
|
|
Таким образом, движение машины с
излишней поворачиваемостью неустойчиво, она может при определённых условиях
потерять управляемость, поэтому при проектировании машины стремятся к тому,
чтобы она была с недостаточной поворачиваемостью. Недостаточная
поворачиваемость может быть получена при увеличении нагрузки на передние
колёса, при уменьшении давления воздуха в передних колёсах, при увеличении
числа колёс на заднем мосту и другими способами.