Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 65

                         ,                 

где - составляющая, создающая поворачивающий машину момент;

     - составляющая, увеличивающая сопротивление движению

                   машины.

Рисунок 2.20 - Схема сил, действующих со стороны

           ведомого управляемого колеса на раму машины

 
Величина толкающей силы, которую необходимо при­ложить к ведомому  управляемому колесу, определяется

                                        .

Подставив значения  и , найдём

                                       .                            

                Уравнение  показывает, что толкающая ве­домое колесо сила при повороте машины увеличивается, и это уве­личение зависит как от угла поворота управляемого колеса, так и от величины необходимой для поворота машины силы . Эта сила создаёт относительно задней оси машины поворачивающий момент, благодаря которо­му и происходит изменение направления движения машины. Величина поворачивающего момента определяется

                                 ,                            

где  - база машины (расстояние между передней и задней осями машины).

              Из последнего уравнения найдём, что

                                     .                                                                Момент сопротивления повороту лесовозного автопоез­да с трехосным автомоби­лем и двухосным роспуском, равный поворачивающему его моменту и противоположный ему по знаку, при поворо­те с малой скоростью опре­деляется следующей суммой моментов