Завершающим тему детства иллюстрация, где изображена молодая мать у колыбели малыша (см. ил. 13). Цветовое пространство приглушено за счет использования фиолетово-голубой гаммы. Это создает интимность происходящего. Именно в этих цветах отразились строчки колыбельной «Спи, моя радость, усни», помещенной рядом с иллюстрацией.
Издание 1989 г. получилось более торжественным за счет укрупнения образов. Это было сделано в самых ключевых эпизодах из жизни Моцарта. В частности в сцене с молодой матерью, где Г. А. В. Траугот сделали акцент на психологическую сторону образов, показав лица младенца и матери. Или в сцене с вручением ордена «Золотой шпоры». Она приобрела еще большую торжественность. Художники окружили юного музыканта фигурами священников. Теперь они не смотрят отстраненно в сторону, а заинтересованы происходящим, и как будто немного склонились.
Изображения в полностраничных иллюстрациях растворяются за счет использования светлых цветов и едва положенных на лист красках. Контуры их получаются размытыми. Из-за этого рождается недоговоренность и сказочность, именно в эту среду помещают художники фигуру юного Моцарта.
Так ввели Александр и Валерий Траугот ребенка в мир маленького музыканта. Недосказанность отсылает к эмоциональной стороне иллюстраций, которые по своей сути должны дополнять текст. Художники делают акцент на цвете, предполагая, что «дети тоже ощутят радость художника, которую он испытывает от того, что ведет кистью по бумаге»[13].
Позднее, в 1990 г., в том же издательстве «Малыш» вышла книга Аркадия Мара «Ручей из Тюрингии» о другом известном композиторе — о Бахе. Тираж издания составил 150 тысяч экземпляров. Формат тот же, что и у книги о Моцарте — 60×108/8, обложка мягкая.
На обложке издания — крупный портрет Баха. Очертания лица складываются из красных и голубых отблески — от свеч. Его взгляд обращен к читателю — он пронзительный и в то же время задумчивый. В кричнево-розовом пространстве листа виднеются трубы органа. Размещение портрета Баха на обложке выполняет познавательную функцию и помогает познакомить детей с композитором, заинтересовывает содержанием издания.
В книге о Бахе иное звучание цвета. Художники стараются заполнить все пространство листа, как будто подражая музыкальной манере композитора. Цвет темен и глубок, как в храме.
Нужно отметить, что все иллюстрации построены по принципу света и тени, то есть сочетания контрастных пятен. Контрастно оформлен и распашной титульный лист. Слева иллюстраторы изобразили композитора в юные годы, он играет на органе в полумраке храма (см. ил. 13). За его спиной на белом пятне света выделяется темная фигура молящейся женщины перед освященным распятием. Справа от иллюстрации на белом фоне прописью выведено название произведения, автор и указание на самих иллюстраторов (см. ил. 4). Такие же рисованные подписи встречаются и в самом издании — в названиях тематических разделов. Таким образом, текст становится частью оформления. По всему титульному листу хаотично изображены цветы. Так Александр и Валерий Траугот вводят читателей в тему повествования. Причем цветы будут сопровождать каждый разворот издания. Вольно брошенные на белые поля рядом с текстом весенние цветы говорят о жизнелюбии великого композитора, о его связи с родной землей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.