Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 8

В 1972 вышла книга о Моцарте «Тайна запечного сверчка» — это фантазии Геннадия Цыферова о детстве композитора. Издание необычно в первую очередь своим форматом — 60×108/8, обложка мягкая, что является недостатком издания при таком альбомном формате.  Тираж — 100 тысяч экземпляров. По формату издание может быть предназначено для детей дошкольного возраста, однако характер иллюстраций и техника их исполнения  рассчитаны на читателя-ребенка младшего школьного возраста.

Иллюстрации в издании цветные, преимущественно полосные, расположены на каждой второй странице, остальные страницы тонированные, с небольшими подрисовками на полях. Александр и Валерий Траугот здесь также использовали рукописный шрифт в оформлении— на обложке и на титуле. Он выглядит нарядно и изящно, в духе рококо.

Художники использовали необычную манеру подачи рисунков. Каждый из них нарисован, словно несколькими легкими касаниями кисти, которые позволили создать собирательный образ музыканта. Нужно отметить, что Александр и Валерий Траугот любили импровизировать. Как они сами заявили: «Художник должен быть чрезвычайно точным импровизатором»[11]. Эта позиция соотносится с самим миром Моцарта, который был великим импровизатором.

Обложка издания красочная, на ней изображен портрет Моцарта. Цвета на обложке удачно гармонируют друг с другом, нет вызывающих и слишком кричащих оттенков, контуры рисунка расплывчатые, фигура музыканта дана на переднем плане. На обложке первого издания 1972 г. юный Моцарт изображен в строгой позе рядом с клавесином (см. ил 24). Лицо музыканта озарено нежным светом свечей, фигура тонет в синем фоне листа. В 1989 г. в том же издательстве сказка «Тайна запечного сверчка» вышла в переиздании. Тираж был увеличен — 250 тысяч экземпляров. Во втором издании художники изменили обложку и часть внутренних иллюстраций. Портрет Моцарта на обложке 1989 г. говорит о вдохновении: фигура его расслаблена, ее окружает нежно-голубое пространство листа (см. ил. 24). Над мальчиком летают ласточки, как нотки.

Тема вдохновения, которая пронизывает оба издания, растворяется в самом духе времени, и это время наполнено балами, каретами и всем тем высшим светским обществом, которое окружало Моцарта еще с ранних лет. Художники нашли способ, который поможет читателю проникнуться духом времени. Кроме полосных иллюстраций — на каждой странице — текст сопровождают иллюстрации на полях, на которых изображены цветочные виньетки в стиле рококо, служащие декоративными элементами оформления. Они характеризуют время самого Моцарта. Здесь проявилась еще одна черта творчества Александра и Валерия Траугот: достоверность. Они пишут: «В иллюстрациях к сказкам мы стараемся, чтобы наши герои были живыми, со своей психологией, биографией. И фон — тоже достоверный, исторический — замки, обстановка костюмы... Вовсе не бутафория “под старину”, а реальная ситуация»[12]. Орнамент тщательно продуман: он свой для каждой главы и включает предметы, упоминающиеся в ней.

Еще одна тема издания, которую отразили художники в иллюстрациях — детство Моцарта. Она развивается по ходу сюжета, ей также следуют и иллюстраторы, помещая фигуру музыканта в центр многих композиций. На одной из них юный музыкант изображен спящим в большом кресле у клавесина, на другой — он уже музицирует в окружении множества инструментов. С детской непосредственностью герой тянется за серебряной шпагой — подарком императора, и почти тут же торжественно преклоняет колено перед величественной фигурой римского папы в красном облачении, торжественно вручающего ребенку орден. Художникам удалось передать характер, который описывает Цыферов. Моцарт изображен разным — непосредственным, мечтающим, серьезным.