Во второй том включены сказки о животных «Небесные олени». Удивительна способность творческого воображения народа вкладывать живую человеческую душу в образы зверей, деревьев, вещей и предметов. Это говорит о близости людей к природе, об их неотделимости от нее и огромном к ней уважении. В сказках о животных превозносятся лучшие человеческие качества — доброта, справедливость, честность, трудолюбие, смелость, и осуждаются жестокость, лень, трусость, хвастливость. Эти сказки наглядно передают представления народа о человеческой морали, а точнее о том, каким должен быть человек, чтобы иметь право называться человеком. В этом огромная воспитательная сила сказок. Во второй раздел включены социально-бытовые сказки. Они отражают непосредственные людские взаимоотношения, а на более позднем этапе — и общественные, более острые и сложные. Логически завершает сборник сказочного народного творчества третий раздел второго тома — раздел «Солнце Подлеморья», в котором представлены новые, современные сказки.
Тексты произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками.
Александр и Валерий Траугот здесь особенно точно старались прорисовать лица героев. Разнообразные женские и мужские лица с чуть раскосыми узкими глазами и широкими скулами сопровождают почти каждую сказку. Художники старались передать внешний вид и обычаи тех людей, о которых писались древние сказки на берегах Байкала среди великолепной природы. Лица изображены и на обложках. Первый том украшает мужественное мужское лицо, второй — нежное женское.
В самих сборниках художники иллюстрировали горы, прозрачные реки и озера, цветы и птиц. Все это выполнено в неповторимой манере. Каждый рисунок — яркий и в то же время прозрачный благодаря использованию акварельных красок. Благодаря этой прозрачности художникам удалось передать слияние людей с природой. Они как будто вписаны в пейзаж. Удивительна трансформация стиля художников. В рисунках им удалось настроиться на тот самобытный уклад жизни народа, и передать те особенности, которые ему присущи. Отсюда и такие непохожие иллюстрации: яркие, живописные и совсем не графичные. Мазки ложатся широко, и в тоже время передают мельчайшие подробности лиц героев, одежды за счет прорисовки тонкой кистью.
Сам по себе сибирский фольклор своеобразен и самобытен: природа — озера, реки, горы, леса — становится героем этих сказок. Художникам удалось передать этот самобытный уклад жизни в иллюстрациях к сборнику. Рисунки в сборнике «Байкала-озера сказки» познавательные — художники с точностью прорисовали предметы быта, одежду жителей Байкала.
При анализе отдельных изданий было выявлено, что есть существенная разница при оформлении отечественных авторских произведений и произведений отечественного фольклора. Самое важное отличие — декоративная манера исполнения последних. При оформлении фольклорных сказок Александр и Валерий Траугот используют черты народного творчества. Например, в изображениях цветочных орнаментов художники опирались на точность цвета и точность линий, используя при этом элементы народной росписи. В иллюстрациях они используют характерные для жанра сказки принципы антропоморфизма и анимизма (их герои носят одежду, живут в человеческой среде). В оформлении отечественных авторских произведений акцент делается на импровизацию. Художники используют живописную манеру исполнения иллюстраций. Здесь также видна свобода в выборе техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.