Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 62

Познавательная функция реализуется в иллюстрациях через разработку деталей, которые отражают реалии окружающего мира, они способствуют узнаваемости предметов и явлений («Синяя Борода» Ш. Перро), через точность линий, которые используют братья Траугот в иллюстрациях («Оле-Лукойе» Х. К. Андерсен). Воспитательная функция реализуется через оценку героев книги, событий, отраженная в иллюстрациях.  

Самыми удачными можно назвать оформление изданий сказок Андерсена, Я. и В. Гримм и В. Гауфа. Они выполнены в лучших традициях книжной графики и полностью отвечают всем требованиям возраста. Наивысшим образцом книжной графики является моноиздание, включающее сказку «Принцесса на горошине». (2005) Оно вышло маленьким тиражом: всего 500 экземпляров, но это скорее исключение из правил.

Интересно проследить динамику выхода изданий. Следует отметить, что в период с 1963 по 1992-й гг. выходит гораздо больше изданий, чем в перестройку и постсоветский период. Это в основном моноиздания и авторские сборники, а также их переиздания и дополнительные тиражи. По количеству выпущенных изданий лидируют издательства «Малыш», «Детская литература» и «Художественная литература», часто книги выпускаются совместно несколькими издательствами.

Тиражи в советское время — от 100 до 300 тысяч экземпляров. По тиражам лидируют издания сказок Х. К. Андерсена. Пик приходится на 1983 и 1990 гг., когда в издательстве «Детская литература» выходит сказка Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». В эти годы тиражи доходили до 2 миллионов экземпляров.

После 1990 г. очевиден спад по тиражам и количеству наименований. С этого года вышло всего три издания для детей с зарубежными произведениями, а точнее, со сказками Х. К. Андерсена. В 1992 г. вышел сборник Андерсена «Сказки и истории» в издательстве «Клио» тиражом 200 тысяч экземпляров, и это последнее издание с таким высоким тиражом. После него до 2000 г. образовался некий провал в выпуске изданий для детей в оформлении Г. А. В. Траугот. 2000-й г. стал переломным и по тиражам. Они достигли минимального уровня — 5 тысяч экземпляров. Это связано с коммерческими причинами, так как издания с иллюстрациями требуют особой подготовки и полиграфических затрат.


Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что цель, поставленная во введении к диплому, достигнута.

В дипломной работе были систематизированы и проанализированы издания для дошкольного и младшего школьного возраста в оформлении Александра и Валерия Траугот, вышедшие в период с 1956 по 2012 гг.

Были выявлены особенности иллюстрирования книг отечественных и зарубежных писателей, произведений фольклорных и авторских, показана специфика художественного осмысления моноизданий и сборников, анализировалась степень соответствия оформления изданий читательскому адресу.

Александр и Валерий Траугот обновляли каноны иллюстрирования советской книги для детей — те каноны, которые делали ее скучной, лишали художественности. Они придавали книге живописность и образность. За основу они взяли лучшие традиции оформления художественной книги. Но их искусство не укладывается в рамки определенного художественного направления, они создали свой стиль. Есть мастера, чьи произведения угадываются сразу и безошибочно. Еще не взяв в руки книгу, по одной обложке уже можно назвать имя художника, работавшего над ней. Такова и судьба книг, оформленных Александром и Валерием Траугот.

В качестве основного книжного жанра художники избрали для себя сказку, литературную и народную. Именно сказка с ее свободой фантазии, обаянием, волшебством и юмором соответствует их художественному вúдению. Художники обращаются к современному маленькому читателю, давая ему свое представление о жизни и смерти, о радости и горе, о счастье и тайне.