Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 25

Все это помогло создать целостный образ книги с фантастическим сюжетом. Художники в полной мере проявили свою фантазию в иллюстрациях. А это в свою очередь развивает воображение у детей.

Издание отражает интересы ребенка младшего школьного возраста. Оно имеет практический характер, так как заинтересовывает ребенка учебой в школе, превращает обучение в игру. Кроме того, сочетание сказочных текстов В. Келера, который понимает психологию ребенка и выражает характерные черты возраста, с волшебными иллюстрациями Г. А. В. Траугот, которые, благодаря некоторой недосказанности и небрежности, повторяют художественную манеру ребенка.

Через десять лет в издательстве «Детская литература» вышел еще один сборник сказок. Его автор — Борис Сергуненков. В него вошли повести-сказки: «Кот белый — кот черный», «Конь Мотылек», «Кувшин», «Великий пес Полкан» и многие другие, которые рассказывают о борьбе добра и зла, о человечности и лжи, о трудолюбии, о торжестве ума. Настоящий сборник — своеобразный итог двадцатипятилетней работы писателя в жанре литературной сказки. Тираж издания большой — 100 тысяч экземпляров. Формат его меньше среднего — 70×108/32, переплет твердый.

Основной текст сопровождают многочисленные полноформатные иллюстрации (почти на каждом развороте). На фронтисписе художники изобразили писателя в задумчивой позе. Левой рукой он прикрывает правую — той, которой он пишет. Это символическое изображение писателя, как будто не желающего раскрывать свои тайны.

К «Сказкам» Б. Сергуненкова художники создали иллюстрации с многоплановыми сюжетами, стилизованные под русскую народную декоративную живопись. На холмах, которые отделены друг от друга контрастным цветом — голубым, красным, желтым — изображены поочередно герои сказок: гусь, лягушка на задних лапах, баран из сказки «Барашек» в окружении своих родных (см. ил. 19), синяя лошадь с красным жеребенком, которая везет по голубому холму телегу с людьми (см. ил. 19). Цвета фона размытые — в традициях живописи Траугот. Все это соотносится с авторской манерой Б. Н. Сергуненкова и его сказками-миниатюрами, органично вписывается в сюжеты.

Сергуненков с любовью пишет о своей земле: «...появилось на свете: небо с солнцем и звездами, море с пароходами, река с рыбами и сетями, гора с облаками, лес с грибами и грибниками, село с улицами и столбами, баба с ведрами, дед с бородой, мальчик с велосипедом, дом с печкой, луг с одуванчиками и коровой, пять бабочек, две мошки, а за мошками лягушкин язычок...» («Лягушка и комар»). Любовь к природе, ко времени и безмерная доброта — все это есть на рисунках Траугот, выраженное в цвете. Все это было и у великого художника Ю. А. Васнецова, который также иллюстрировал сказки Б. Сергуненкова. А надо сказать, Александр и Валерий Траугот с уважением относились к творчеству Васнецова.

Понимание этих сказок доступно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста благодаря языковой манере Б. Сергуненкова — понятной, местами комической — в сочетании с иллюстрациями, которые уточняют авторский текст и наполняют его новыми смыслами.

В 2002 г. в издательстве «Светлячок» была издана книга «Хомани: Книга о жизни лесных ненцев» тиражом 9 тысяч экземпляров.