Образ короля также заиграл по-новому. На короле черная треуголка и черные ботфорты, его обнаженное тело показано со спины, оно словно светится благодаря белому цвету кожи. Король не кажется сатирическим персонажем, он скорее выглядит потерянно. Изящные штанишки, прикрывающие наготу короля из первого издания 1963 г., на персонаже отсутствуют. Художники выражают свободу в трактовке литературного произведения, расходящейся с общепринятой.
Такое изображение короля достаточно смело для детского издания, так как обнаженный король — скорее взрослый образ, и ребенок может не понять замысел художников в проработке персонажа. Многие художники-иллюстраторы и в нынешнее время предпочитают изображать короля в штанишках. В отличие от моноиздания 1963 г., включающее «Новое платье короля», они решились на эксперимент, которые возможно не могли себе позволить ранее, исходя из издательских условий.
Ощущение таинственности происходящего не пропадает и в иллюстрациях к другим сказкам. Она прежде всего в густом живописном пространстве, в насыщенности цветов, оттого и образы героев, погруженные в это цветовое пространство, кажутся нереальными и сказочными. Как заметили художники: «Живописная гамма для нас подчас выражает психологический образ»[51]. Это актуально для иллюстраций в сборнике.
В сказке «Оле-Лукойе» всадник Смерть выглядит конкретнее, по сравнению с изображением 1971 года в моноиздании. Он изображен в виде черного всадника, одетого в рыцарские доспехи, лицо его закрыто железным забралом. Александр и Валерий Траугот стараются глубже раскрыть художественный замысел писателя и придать новый смысл известным сюжетам. В их иллюстрациях сделан акцент на цвете. Фигуры героев, дома, предметы подчеркнуты именно благодаря цветовому пространству.
Сборник предназначен для младшего школьного возраста, охраняемого от всего страшного. Именно это назначение подчеркнуто на обложке издания, где в том же волшебном цветовом пространстве из желтого, зеленого, синего, фиолетового и оранжевого цветов изображена безмятежная семейная сцена: семейный отдых на поляне. В центре композиции — трое детей в окружении родителей. Вблизи их привала изображено извивающееся дерево, именно оно создает некоторый резонанс, который и задает общий тревожный и таинственный настрой всего издания.
В рисунках к сказкам, помещенным в сборник «Новое платье короля», живут уже не сиюминутные, пусть и романтические, чувства, а более зрелые. Иллюстрации к Андерсену — это размышление о сути и смысле творчества. А. и В. Траугот подводят ребенка к трагическому, светлому, счастливому, мучительному миру художника, миру самого искусства. Сборник предназначен для более осмысленного читателя, который уже был знаком с произведение ранее, в дошкольном возрасте. Но по-настоящему понять это сможет лишь ребенок «поэт, и, может быть, философ, наверняка, мечтатель»[52]. Они вполне конкретно представляют себе своего читателя. «Их» ребенок рассмотрит, как краска ложится на лист, и как из цвета рождается образ — лицо, глаза, губы, волосы, и как загадочен и неуловим этот цветной мир. Разбудить фантазию читателя — вот назначение искусства.
Совершенно другой мир Александр и Валерий Траугот рисуют в сказках Шарля Перро. У них он получается загадочным, таинственным, а иногда и пугающим. Сборник «Волшебные сказки» вышел в 1977 г. в издательстве «Детская литература» тиражом 100 тысяч экземпляров. Формат издания больше среднего — 70×90/16. Сказки вышли в пересказе М. Булатова.
Художники в своих иллюстрациях погружают читателя в романтическую атмосферу Франции. Сказочно красивы дворцы, кареты, парки, костюмы, и сами сказочные персонажи. Нужно отметить также, что рисунки братьев Траугот не нацелены на точную передачу костюмов — они передают различные эмоциональные состояния.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.