Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 21

М. Дубянскую можно назвать пионерской писательницей. Название ее книги несколько плакатное. Художники уловили дух времени и передали его в оформлении издания. Цвет художники ввели только на обложке. Это единственно цветное оформление во всем издании. Оно выполнено в духе плаката. В центре композиции — пионер, который играет на трубе  (см. ил. 3). Таким образом выражен призыв автора.

Иллюстрации в самом издании несколько сдержанны. Расположены они на каждой странице. Рисунки созданы словно легким росчерком школьного пера и тонированы синей акварелью. Легкий, беглый рисунок помогает представлять изображение живым (см. ил. 3). Такую технику они будут использовать позже при оформлении книги А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» (1988), предназначенной для старшего школьного возраста.

Однако характер иллюстраций в детской книге не соотносится с требованиями, которые предъявляются к оформлению изданий для младшего школьного возраста. Детям в этом возрасте интересны преимущественно цветные иллюстрации. По стилистике рисунки скорее будут понятны детям среднего школьного возраста. Требования к оформлению здесь не такие строгие: иллюстрации могут не обязательно буквально соответствовать тексту, они могут быть более символичными и метафоричными, а также черно-белыми.

Что касается стихотворений, то они рассчитаны на детей младшего возраста. Эти сведения содержатся на задней сторонке обложки вместе с выходными данными о книге. По тематике стихотворений и по реалиям, которые описываются в них, можно сделать вывод, что имелся в виду младший школьный возраст, так как в стихотворениях описаны реалии школьной жизни советского ребенка: встречи друзей у пионерского костра, лагерный поход; увлекательная работа в школьной мастерской, в кружке юных натуралистов, историков, краеведов. Таково содержание лирических произведений М. Дубянской. Однако современный ребенок может не понять стихотворения, так как не сталкивается с описываемыми событиями в повседневной жизни. Устаревание — это характерная черта многих советских произведений. Можно выявить некоторую закономерность: чем больше в них идеологии, тем быстрее они устаревают.

Второй сборник стихов вышел в 2006 г. в издательстве «Детгиз». В это время оно называлось «ДЕТГИЗ-Лицей». Однако нужно помнить, что «Детгиз» постсоветский — это во многом другое издательство.

Сборник называется «Интереснее пешком». Помимо 33-х стихотворений Майи Борисовой в сборник вошли ее рассказы о Санкт-Петербурге: «Почему на такси нарисованы шашечки», «Говорящая лошадь», «Про дядюшку Арбузьянца». Формат издания — 60×90/8. В таком формате выходила сказка А. Лисняка «Колокольчик Простотак» (1977). Книга вышла в твердом переплете с цветными иллюстрациями тиражом 5 тысяч экземпляров — стандартный тираж для этого времени.

То, что эта книга издана в то время является необычным явлением. Потому что это была первая сказка не очень известного автора. И то, что для ее иллюстрирования был выбран такой художник, как Валерий Траугот и то, что она была издана в твердом переплете и даже то, что она была издана таким огромным для того времени тиражом — все говорит о том, что это была издательская удача.

Петербург для Александра и Валерия Траугот — родной город. Вряд ли найдется поэт или художник, который не признался бы в любви к своему родному городу. Так и братья Траугот не скрывают свою привязанность. Он присутствует во многих совместных иллюстрациях прошлых лет — явно, а порой и не явно («Сказка про лунный свет» (1966), «Каштанка» (1985), «Кукла» (1989). Правда нужно оговорить, что данный сборник оформлял только один художник — Валерий Георгиевич Траугот. Об этом сообщила А. Ю. Насонова — генеральный директор «Детгиза» в рассказе о работе над изданием М. Борисовой. Причем в выходных данных указана все та же знаменитая аббревиатура — Г. А. В.