Рассказ обращен к внутренним чувствам маленьких читателей. Он очень грустный и трогательный. Скорее всего, именно такими и должны быть настоящие произведения — бередящими душу. Особенно грустными кажутся страницы, где описана разлука девочки с родителями из-за блокады Ленинграда.
Маленький читатель будет переживать вместе с девочкой расставание с куклой и обиду из-за того, что, вернувшись в город, девочка нашла свою покинутую игрушку на витрине магазина. Но рассказ не об этом, а о людях, в первую очередь о тех, кто пережил войну. Все внимание художники сосредоточили на лицах людей, они передали их душевное состояние. Лиц на страницах книги много. Они детально прорисованы художниками, фигуры же персонажей переданы цветными линиями. Особенно выделилось лицо женщины, которая пришла на Неву за водой (см. ил. 23). Истинное лицо голода — серое лицо, выпирающие скулы и потухшие глаза. Детские лица на следующем развороте также поражают своим трагизмом. Особенно глаза — растерянные и в то же время суровые, как у маленьких голодных волчат.
Первые страницы с живописными рисунками показывают безобидные картины бытовой жизни девочки и ее семьи. Фон иллюстраций сложенный, состоит из цветных пятен: коричневых, красных, зеленых. В первой полосной иллюстрации изображена девочка, она стоит у витрины магазина, из которой на нее смотрит недоступная для нее, но уже любимая кукла. И лицо девочки, и лицо куклы при этом прорисованы, они наделены своими особыми чертами. У куклы длинные ресницы, голубые глаза и надутые щеки, а лицо девочки выглядит восторженным, глаза неотрывно смотрят на куклу. Психологизм в портретных рисунках сохранен и в последующих иллюстрациях при изображении семьи девочки, а также в окружающих ее людях. Каждый наделен своим неповторимым характером.
Помимо самих ленинградцев на первом плане живет и город. Он выглядывает из-за спин своих жителей, а иногда занимает всю иллюстрацию, как, например знаменитый петербургский трамвай. Вполне конкретно изображены Старо-Калинкин мост, Ростральная колонна, шпиль Петропавловки, который появляется дважды — в полосной иллюстрации и на второй сторонке обложки.
В помощь детям в своих иллюстрациях художники постарались создать реалистические картины военных лет. Тем более что у художников был личный опыт, который они использовали при иллюстрировании рассказа Г. А Черкашина. На одной из иллюстраций в портрете матери девочки можно заметить портретное сходство с матерью художников — Верой Павловной Яновой. Это сходство не случайно, ведь вся семья Траугот пережила войну. Но не все выжили. В феврале 1942 г. умерли дедушка и бабушка художников. Их портреты также встречаются на страницах книги: строгие, благородные, полные внутреннего достоинства лица дедушки, бабушки. Художники пишут: «В наших иллюстрациях всегда присутствуют наши знакомые, наши близкие. Мы рисуем не просто людей, а людей, которых мы знаем, — а точнее, тех, которые нас волнуют в настоящий период»[27]. Можно сказать, что сделанная ими книга представляет собой какую-то веху в жизни художников.
Большая часть иллюстраций выполнена в теплых тонах, а точнее в желтой и коричневой гамме. Вся эта теплота, которая окружает маленькую девочку, в рисунках не случайна — именно так воспринимают дети окружающего мир в моменты тяжелых испытаний, они прячутся в свой уютный замкнутый мир, в приятные воспоминания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.