Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 20

В то же время изображения погружены в таинственный, а иногда и пугающий полумрак. Они как старые фотографии местами затемнены и поблекли, а местами засвечены или выцвели от времени. Эта затененность характерна для иллюстраций всего издания. Особенно нужно отметить присутствие черного цвета на всех иллюстрациях. Он проникает в лица истощенных голодом людей, в темные тени за силуэтами семьи, греющейся у буржуйки и даже в игрушки, которые стоят на витринах. Этот черный цвет символизирует общий страх и горе людей. Он же заполняет половину пространства титульного листа, на котором изображена счастливая сцена из семейной жизни героев, когда вся семья собиралась за столом, как будто намекает на трагичность последующих событий. Другая половина листа заполнена радостными светлыми тонами — нежно-голубым, розовым, желтым, которые являются отголоском счастливой довоенной жизни. На этом рисунке сплелось три времени воедино — безмятежное и радостное прошлое, ускользающее настоящее, которое вбирает в себя оба времени, и темное пугающее будущее. В этом проявилась работа художников над разными планами в иллюстрациях.

Единственное замечание относится к верстке текста. Есть фрагменты, где он прерывается и продолжается через две разворотных иллюстрации. Это осложняет восприятие авторского слова. Ребенок может потерять мысль автора при чтении, если долго будет рассматривать иллюстрации.

Все средства художников в издании обращены к чувствам ребенка, он наиболее восприимчив к эмпатии. Художники учли все требования, которые важны в иллюстрациях для детей младшего школьного возраста. Среди них — присутствие  большого количества  достаточно крупных, детализирующих текст цветных иллюстраций, а также реалистичность изображения, точность формы.

В этой работе сошлись все умения и опыт художников прошлых лет. Можно сказать, что этак книга — пример того, как модифицируются изобразительная манера Александра и Валерия Траугот. Издание серьезно влияет на маленького читателя: расширяет жизненный опыт ребенка, формирует художественный вкус, создает духовно-эмоциональную среду, в которой органически слились эстетические и нравственные переживания, а это в свою очередь обогащает и духовно развивает ребенка.

В свое время рассказ «Кукла» был признан лучшим произведением о событиях Великой Отечественной войны. В настоящее время на прилавках магазинов мало детской прозы о войне для детей младшего дошкольного возраста. Такие издания стоит переиздавать.

§ 2. Сборники произведений отечественных авторов

Помимо моноизданий, которые составляют большую часть художественного репертуара Александра и Валерия Траугот, нужно обратить внимание и на отечественные авторские сборники. Их не так много для детей дошкольного и младшего школьного возраста — всего семь. Особое внимание мы обратим на содержание сборников. При анализе мы будем рассматривать сначала сборники стихов, а потом — сборники прозы. Сборников отечественных стихов с иллюстрациями Г. А. В. Траугот всего два, при этом они появились в печати в разные периоды книгоиздания. Первый — в советский период (в 1960-м г.), когда к изданиям предъявлялись повышенные требования по оформлению, содержанию и тиражам, а второй — в постсоветский период (в 2006-м г.).

Сборник стихотворений М. М. Дубянской «Раздвигайся шире, круг!» вышел в 1960 г. По периоду выхода — это третье издание, проиллюстрированная художниками. Причем на титуле отмечено: «Рисовали А. и Г. Траугот». То есть, это еще одна работа, в которой не принимал участий младший брат — Валерий Траугот.

Издание вышло в издательстве «Детгиз» в мягкой обложке. Формат больше среднего —70×92/16.Тираж составил 210 тысяч экземпляров. В сборник двенадцать стихотворений.