В книжной графике братья Александр и Валерий Траугот начали работать с 1950-х гг. Они называют учителем своего отца Георгия Николаевича Траугот, именно он увлек сыновей детской книгой. Первоначально Георгий Траугот принимал участие в создании детских книг и работал в соавторстве с сыном Александром. Первая книжка для детей с рисунками А. Г. Траугот (при участии отца — Г. Н. Траугот) — «686 забавных превращений» (1956). Первая детская книжка с рисунками В. Г. Траугот (при участии А. Г. Траугот) — Ш. Перро «Синяя Борода» (1962). Следовательно, мы можем выделить два периода в творчестве Александра и Валерия Траугот: работа с отцом и самостоятельное творчество. В дипломном исследовании мы постараемся определить характерные особенности иллюстраций в каждый из этих периодов.
После смерти отца в память о нем братья Траугот все последующие работы посвящали ему и продолжали подписывать их аббревиатурой Г. А. В., считая, что совместная работа продолжается. «Мы вместе мыслим, и вместе чувствуем. Это и есть наше искусство»[3]. Сейчас, когда остался в живых лишь Александр Георгиевич Траугот, он также подписывается тройным инициалом.
В работе рассматриваются книжные издания, выпущенные в России и адресованные детям дошкольного и младшего школьного возраста. Нужно уточнить, что с иллюстрациями Александра и Валерия Траугот выходили также издания для среднего и старшего школьного возраста. Но наибольший интерес представляют именно издания для дошкольников и младших школьников. Они показательны с точки зрения отбора и широты материала. Кроме того, по ним можно наблюдать, как формировалась художественная манера братьев, ведь при их оформлении проявились все основные черты творчества Г. А. В. Траугот.
Целью диплома является систематизация и анализ изданий для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот. Творчеству братьев посвящено немало исследований, но работы, содержащие анализ изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в оформлении художников (а их 55), не публиковались. Этим объясняется новизна и актуальность дипломного проекта.
Основная проблема, рассматриваемая в дипломе, связана со своеобразием подхода братьев Траугот к оформлению изданий. Они не отделяют детскую книгу от взрослой и вводят ребенка в сложное живописное пространство. Как соотносится художественное оформление издания с возрастом читателя? Всегда ли понятен юному читателю художественный язык иллюстраторов? Есть ли, при единстве художественных приемов, особенности в подходе братьев Траугот к каждому изданию? Ответы на эти вопросы входят в задачи дипломного исследования.
Существует также проблема, связанная с переизданием книг в оформлении братьев Траугот. Многие интереснейшие иллюстративные циклы последних десятилетий практически неизвестны читающей публике, столь мизерными тиражами вышли издания. Некоторые книги в замечательном оформлении, изданные в советское время большими тиражами, не переиздаются уже много лет (например, «Кукла», «Сказка про лунный свет», «Мой Андерсен», «Колокольчик Простотак»). Сегодняшние дети лишены знакомства с ними. Исследование содержит размышления о причинах такого положения вещей.
Таким образом, в дипломе выявляются особенности художественной манеры Александра и Валерия Траугот; определяется степень соответствия оформления изданий читательскому адресу; намечаются желательные перспективы переиздания книг.
Цель и задачи дипломного проекта определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений и списка использованной литературы.
В первой главе систематизируются и анализируются издания отечественных авторов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, оформленные художниками с 1956 по 2012 гг., за исключением однотипных переизданий, во второй — переводные издания для того же возраста, также за исключением однотипных переизданий. Такое деление позволяет показать разницу подходов к произведениям, представляющим разные культуры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.