Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 44

Издание вышло в футляре и в суперобложке. На белом футляре — легкий рисунок. На передней стороне изображен дилижанс, над ним нарисован легкий приподнятый занавес, украшенный цветами. Этот же занавес нарисован над одиноким рыболовом на парусной лодке — на обратной стороне футляра. Фигура рыболова еще не раз будет появляться в рисунках к сказкам Андерсена.

К восьми сказкам художники сделали более ста иллюстраций. Они занимают каждый разворот издания. С самого начала оформление задает настроение театральности. Рисунки исполнены в едином стиле. Основа рисунка — выразительная линия. Но именно цвет придает рисункам ярко выраженный театрализованный характер. Форма дышит цветом[48], как сказал критик А. Заварова об их иллюстрациях.

Суперобложка представляет собой единую композицию. В центре нее контурными линиями изображены уличные музыканты в шутовских колпаках, дающие концерт на городской площади. На барабане в руках одного из музыкантов написано имя автора и название сборника. Этот прием братья уже использовали при оформлении обложки «Нового платья короля» и многих других изданий, но здесь все намного ярче по краскам, положенным широкими мазками на перьевой рисунок. Музыкантов окружает веселая толпа горожан. Особенность этой композиции заключается в изображении большого количества лиц — мужских, женских, детских, молодых, старых. Они нарисованы немного комично, но среди них нет даже двух одинаковых. Эту черту можно назвать одним из принципов работы художников, которые проявили интерес к человеческим характерам.

Корешок, форзацы и авантитулы издания исполнены с таким же изяществом. На корешке изображено множество миниатюрных фигур сказочных героев, о которых речь пойдет в самом издании. Форзацы украшают портреты пастушки и трубочиста, которые смотрят друг на друга из окружающих их картинных рам.

В иллюстрациях художников прозвучала главная андерсеновская тема любви как дара. Герои сказок нарисованы легким, импровизационными перьевыми линиями, лишь тронутыми пятнами акварели. Все они предстают романтическими мечтателями, наделенными творческим даром. Принц, переодевшийся в свинопаса — он изображен нежным, вдохновленным. Умное лицо с чуть иронической улыбкой у старика, мастерски вырезавшего из дерева Хольгера-Датчанина, и сам благородный Хольгер изображен то с доброй и ласковой улыбкой, то строгий и значительный, каким и полагается быть национальному герою и защитнику. Оловянный солдатик, стойкий, потому что преданно и безнадежно влюбленный — с большими печальными глазами, — сгорающий вместе с балериной в ярком пламени любви. Страдающий юноша-поэт, купеческий сын из сказки «Сундук-самолет», так не похожий на бесчувственных обывателей, нарисованных с сатирической ухмылкой. Невинность и чистота отражена художниками в образах пастушки и трубочиста, похожего на принца. С какой-то особенной грацией воссоздана в рисунках их печально-счастливая жизнь. Солдат из «Огнива» также обладает несомненными талантами, о чем говорят его лихие глаза. Полон любви и сочувствия облик старушки, что пожалела замерзающее дитя и унесла с собой в иной мир («Девочка со спичками»).

Для изображения персонажей характерны неожиданные ракурсы, для иллюстраций — обилие фигур или предметов. Линия довольно точна в изображении характеров персонажей, и в то же время она довольно декоративна.