Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 22

Нужно отметить, что художники не отделяют друг друга в совместном деле, поэтому очень сложно выявить черты каждого из участников художественного «братства». О себе они пишут всегда в общем: «Мы работаем и по отдельности и совместно. Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем»[28]. И тут же добавляют: «Какую картинку делал один, какую – другой, мы очень часто сами потом путаем»[29]. Это издание дает  возможность понять, какие черты присущи художественной манере одного из братьев.

Иллюстрации заполняют каждый разворот издания и сопровождают текст, напечатанный на тонированной ярко-розовой бумаге. Немного странный выбор цвета для издания о Петербурге. Он слишком контрастирует с подложкой, которую выбрали художник для своих иллюстраций. В качестве фона художник удачно использовал тонированную бумагу серовато-зеленого цвета. Она удачно передает привычный питерский цвет пасмурного неба.

Рисованными черными буквами выделены названия стихотворений. Цвет подходит для издания, тем более что в пейзажах Петербурга много черного.

В. Г. Траугот точно следует повествованию сборника. Иллюстрации как будто сопровождают мальчика Кирюшу — мечтательного героя стихотворений М. Борисовой.

В качестве основы иллюстраций художник использовал подвижные линии — с утолщением и без, благодаря чему рисунок получился живым. Они передают движение речного ветра, струи дождя, облака с черными завитками-линиями.

Петербург — главный герой этой книги. Первоначально он появляется на красном фоне обложки, где  изображен один из городских пейзажей: скамейка в парке в окружении деревьев, вписанные в городской пейзаж. Он появляется почти в каждой иллюстрации. Художник передал Петербург глазами ребенка: по-детски нарисовал солнце в виде желтого круга, улыбающегося гранитного льва. Массивно и величественно выглядит один из главных символов города — Медный всадник (см. ил. 26). Художник здесь использует толстые, массивные линии для передачи величия Петра, он грозно возвышается над фигурами людей, которые его окружают, как будто следит за порядком.

За автором В. Г. Траугот перенес мотив Летнего сада в иллюстрации. Его очертания отчетливо видны при изображении памятника Крылову, при описании порыва ветра в Летнем саду. Особенно точно передана его знаменитая ограда в иллюстрации к стихотворению «Летний сад на просушке». Парк выглядит пустынным, и можно в полной мере насладиться красотой выверенных линий ограды, образующих музыкальную симфонию. На переднем плане бегло даны очертания деревьев при помощи черных линий, что создает динамизм происходящего и движение.

Еще одна сквозная тема в иллюстрациях художника — лица горожан. Петербург изображен живым. В. Траугот точно передал в беглых зарисовках типичные для петербуржцев занятия: дети ездят на велосипедах, играют с гранитным львом, в Летнем саду сидит задумчивая старушка, извозчики на каретах рыбак ловит рыбу в Неве, мороженщица предлагает детям эскимо на палочке. Лица их прорисованы достаточно подробно. Из отдельных деталей при этом складывается портрет города.

На форзацах издания Валерий Траугот нарисовал себя и своего брата в виде седовласых уличных художников у мольберта. На первом форзаце изображен он сам у решетки Летнего сада, на втором — Александр Георгиевич, который пишет пейзаж с церковью Святой Екатерины. Можно сказать, что для Валерия Траугот эта книга является воспоминанием о прошедшем детстве, о городе детства.