Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 15

Обложка отражает общий стиль всех иллюстраций. На ней изображен герой сказки дядя Петя. Он сидит на стуле в свободной позе, рядом с ним изображен кот Тимофей. Эта иллюстрация выглядит более абстрактно, по сравнению с последующими изображениями героя. Художники хотели, чтобы читатель познакомился с героем как бы издалека. По мере чтения книги его образ наполняется новыми деталями. Все пространства листа поделено на цветовые пятна: желтые, синие, голубые, черные. Контрастными живописными линиями и мазками выделены мелкие детали интерьера комнаты: стул, оконная рама, светящиеся окна соседних домов, звезды.

Причем звезды еще не раз буду «светить» с иллюстраций в этом издании, ведь они являются главными волшебными атрибутами сказки. Художники точно следуют тексту в эпизоде, где кот Тимофей сидит на крыше и ловит лапой падающие звезды, потому что верит, что «упавшие звезды преврaщaются в мышей»[21]. Художники уловили эту игру, заключенную в строках сказки, показав процесс превращения звезд на небе в мышей — слева направо. Кот на этом изображении выглядит также сказочно. Он изображен с таким удивленным выражением морды, как будто его только что уличили в поступки, о котором он долгое время скрывал. Например, в том, что он может стоять на двух лапах, когда тянется за звездой. Именно в этой позе он и изображен на иллюстрации.

Звездный свет отражается и в глазах светловолосой девочки Нины на другой иллюстрации. Автор пишет о ней так: «...обыкновенная девочка из их двора, которая летела над крышами»[22]. Возможно, именно эти звезды увидел кот, когда сравнивал ее со звездой. Фигура девочки дана конкретнее, по сравнению с фоном, более плотными мазками, за счет этого она как будто парит в цветном пространстве листа.

Воздушность иллюстрациям придают цветовые сочетания. Художники используют предельно прозрачные тона для фона: голубой, фиолетовый, синий, розовый. На листе бумаги акварельные краски положены размыто, за счет чего и получается импровизация, когда краска смешивается с водой, образуя непредсказуемые переливы.

Самая яркая звезда появилась в конце издания в центре иллюстрации, где изображен момент рождения «новой прекрасной звезды» из цветка. Вокруг нее образовался цветной круговорот из оттенков розового и синего цветов, которые переходят один в другой.

По своей наивности и раскованности иллюстрации напоминают те, что дополнили издание 1963 г. с рассказом Л. Мочалова «Подарок», когда Александр и Валерий Траугот только начинали свой творческий путь. Художники используют те же легкие цветовые линии и пятна, но положены они осознанно. Можно сказать, что художники переосмыслили свое творчество. Они привнесли в иллюстрации нечто новое, а точнее изобразительную и цветовую игру. Она стала более сложной. В этом заключается попытка художников обновить свою изобразительную манеру. Однако один из образов все же остается узнаваемым и неповторимым — фигура медведя. Он появляется ненадолго в сказке А. Лисняка. На иллюстрации ему отводится мало место, но поза и фигура так напоминают того самого генерала Топтыгина.

Титульная страница издания содержит рукописный шрифт, характерный для изданий Г. А. В. Траугот. Он повторяет небрежную манеру письма ребенка, когда тот еще учится писать и смешивает печатные буквы и прописные. Эти же прописные буквы переходят в буквицы перед текстом.

Текст предваряет портретное изображение одного из героев сказки — дяди Пети. Окружающий интерьер представлен абстрактно — при помощи широких цветных мазков. В этой абстрактной цветовой манере выдержаны все иллюстрации в издании.