Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 32

Особое место в творчестве братьев занимают сказки Х. К. Андерсена: к ним художники обращались многократно. В каждой андерсеновской книге Г. А. В. Траугот меняют взгляд на текст и — вслед за этим — свою стилистику. Чтобы проследить характер этих изменений, издания Андерсена в виде исключения рассматриваются в параграфах в совокупности, с соблюдением лишь внутренней хронологии.  

§ 1. Моноиздания произведений зарубежных авторов 

Впервые Александр и Валерий Траугот обратились к иллюстрированию зарубежных сказок в 1962 г. Этот год связан с выходом моноиздания сказки Ш. Перро «Синяя Борода» в издательстве «Художник РСФСР». Александр и Валерий Траугот оформили ее вместе с отцом. На титуле книги стоит: Г. А. В. Траугот, а в выпускных данных — все еще Г. Н, А. Г. и В. Г. Траугот. Текст сказки пересказал М. А. Булатов. Книга вышла в мягкой обложке. Формат ее средний — 60×92/16. Общий тираж — 100 тысяч экземпляров.

В издании большую часть занимают разворотные иллюстрации. Особенность иллюстраций — живописность и четкая прорисовка образов героев. Удивительно разнообразна роль черного и синего цвета. Это и цвет линии, характеризующий персонаж и его состояние, и фон, организующий пространство. Помимо двух основных характерообразующим является красный цвет.  

Образ главного героя художники дополнили деталями, которых нет в тексте. В нем чувствуется индивидуальность художников, которые преподнесли образ так, как его восприняли. Самая яркая деталь в его костюме — красный плащ на плечах, как кровавое пятно. Он олицетворяет жестокий нрав Синей Бороды. Герой изображен в резких позах, жесты его суровые, взгляд каменный. В портрете отражено все коварство, надменность этого аристократа-убийцы. Характеристики усиливает живописность, лепка лица контрастными цветами: острые черные усы над синей бородой (см. ил. 5). Образ жены Синей Бороды совершенно другой по тону, он складывается из розово-оранжево-лимонных акварельных пятен.

Иллюстрации дополняют текст, а местами приукрашивают. Так к реплике: «Гости проводили время очень весело: они гуляли, ездили на охоту...»[37] художники создали экспрессивную картину погони за оленем, которого настигают охотники и борзые (см. ил. 5). Именно эта сцена показывает настоящий характер Синей Бороды — его безжалостность и равнодушие. Особенно привлекают внимание пластичные позы героев. Главный герой устремлен вперед, в руке он держит копье, и готов выпустить его в любой момент. Особенно грациозно выглядит фигура оленя. Он изогнулся в прыжке. В этой иллюстрации удачно использованы живописные средства. Цвет здесь первом месте, на фоне он переходит от розового до зеленовато-синего, эти же переходы видны и на фигурах героев. Линии немного выходят за рамки цвета, отчего создается движение в иллюстрации.

В построении издания также отразилась особенность творчества художников, а точнее творческого подхода к иллюстрированию книг для детей. А надо отметить, что особенно важно для ребенка первое впечатление от книги, которое формируется ее обложкой, титулом, первыми страницами: насколько они привлекательны, как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. На развороте титульного листа слева помещена иллюстрация в четыре краски — желтую, синюю, белую и черную. На ней изображены вороны, летящие по направлению к титульному листу. Титульный лист оригинально оформлен: фамилия автора, название сказки, выходные данные вписаны в геральдический щит, разделенный на четыре части. В него вписаны имя автора и название сказки, остальные части щита занимает портрет главного героя и волшебный ключ. 

Развороты издания заполняют крупные рисунки и короткий текст под изображением, а реже — над ним. Все иллюстрации в издании очень высокого качества. Архитектоника издания грамотно продумана, выполнена в едином стиле.