Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 27

Отличительной чертой иллюстраций Александра и Валерия Траугот является проникновение в культуру народа хомани. Особое внимание художники уделили портретам коренных народов тундры, отразив национальные черты: темные раскосые глаза, национальные костюмы, украшения. В то же время они постарались в какой-то мере приблизить образы к русской культуре, сделав акцент в одном из женских портретов на курносый нос героини. На иллюстрации к рассказу «Почему март — хороший месяц?» художники изображают семью, которая греется у огня (см. ил. 25). Изображение строится при помощи цветовых пятен: голубовато-коричневых по краям — там, куда не доходит свет от огня, и желто-охристых в центре изображения рядом с источником тепла и света. Легкими линиями художники выделяют отдельные детали костюмов героев и сами их черты: темные волнистые волосы женщины, характерные узоры на одежде. Отдельно эти узоры будут рассмотрены во всех подробностях на развороте, посвященном орнаменту лесных ненцев. Художники лишь уловили стиль орнаментов.

Образы людей неотделимы от природы своего края, поэтому рядом с портретами хомани Александр и Валерий Траугот изображают сцены из жизни животных. Например, медведей. В некоторой мере это изображение напоминает манеру, которую использовали художники при иллюстрировании стихотворения Некрасова «Генерал Топтыгин». Здесь присутствует та же пастельность тонов и размытость контуров. Помимо полосных и полуполосных иллюстраций с изображением животных встречаются в издании и иллюстрации на полях. Эта черта характерна для познавательной литературы, так как позволяет обратить внимание на черты животных, которые описаны в тексте. К стихотворению «Оленевод» художники изобразили на полях оленей в разных позах: один стоит величественно, как бы красуясь, другой молодой — изогнул шею. Рисунки выполнены легко, будто несколькими мазками.

Иллюстрации Траугот на полях сопровождают и краткий русско-нещанский словарь. Они не связаны с понятиями, которые содержит словарь, но отражают общий стиль издания. На них изображены олени, волки, извивающийся зверек ласка. Эти рисунки также выполнены при помощи легких цветовых пятен.

В целом манера иллюстраций близка к циклу иллюстраций к «Байкала-озера сказки». За основу к одному из женских портретов художники даже использовали тот же образ, а точнее тот же женский портрет. Художники изменили лишь головной убор женщины. Цветовая гамма оставлена та же. Иллюстрации яркие, живописные и совсем не графические. Мазки ложатся широко, и в тоже время передают мельчайшие подробности лиц героев, одежды и повадок животных.

Если говорить об издании в целом, то однозначно можно сказать, что оно предназначено в первую очередь для юных читателей, а точнее для младшего школьного возраста, и потому богато проиллюстрировано.

Последним сборником стала книга со сказками Г. М. Цыферова «Как лягушонок искал папу». В книгу Г. Цыферова вошли сказки и маленькие сказочки, сказочные истории, рассказы и повесть. В центре повествования — заглавное произведение сборника. Он рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Серия достаточно хорошая: удобный формат книги — 84×108/32, прошитый переплет. Переплет издания твердый, лакированный, выполнен в бело-желтых цветах. Такое оформление характерно для серии «Внеклассное чтение». На обложке изображен заглавный персонаж книги — лягушонок.

Оно вышло в допечатанном тираже в 2006 и 2012 гг. Оба издания сохранили оформление предшествующего. Все три издания иллюстрировали несколько художников: Г. А. В. Траугот, А. Савченко и М. Рудаченко. Цветные иллюстрации расположены на вклейках, их немного — всего шестнадцать.