Образы, созданные в иллюстрациях, незавершенные, как бы недоговоренные, отсюда возникает сказочность вокруг фигуры самого композитора. Детские впечатления написаны как бы небрежно и передают некоторую размытость восприятия. Так, на одной из иллюстраций мы видим задумчивого светловолосого мальчика под зонтом, за спиной его ранец и уезжающая повозка. Этот сюжет должен быть близок для маленького читателя. Он может узнать в образе героя себя. Соприкосновение с жизнью будущего музыканта позволит ближе познакомиться с его творчеством. Иллюстрации помогают ребенку прогрузиться в мир Грига — они как будто нарисованы самим ребенком, художникам удалось передать детскость образов. Это использовано намеренно. Как сказали братья Траугот, «художник не должен подражать детскому рисунку, но он может учиться у всех, и у детей в том числе»[17].
По замыслу художников цвета в детской книге использовались для передачи настроения книги. Например, лирико-романтического в живописных работах Г. А. В. Траугот о маленьких музыкантах — Моцарте, Бахе и Григе. Иллюстрации Траугот не только соответствуют возвышенно-романтическим образам рассказов, но и пытаются «озвучить» музыку каждого композитора. Цвет в их работах живет сам по себе, не совпадая с контурами нарисованных объектов, тем самым создавая образ музыки. Для музыки Моцарта, певца счастья, выбрана особая цветовая гамма — преобладают голубой и розовый разных оттенков, для музыки Баха — коричнево-розовая гамма, для музыки Грига, сурового и трогательного норвежского музыканта — красный, бордовый, коричневый, синий, с вкраплением нежно-голубого.
Стоит отметить также, что все три работы художников над изданиями о композиторах можно назвать циклами, так как Трауготы занимались в полной мере проработкой одной темы. Художники изображали и психологические портреты, и сюжетные композиции. Каждый цикл посвящен взрослению будущих гениев. Они обращены к ребенку младшего школьного возраста, это в полной мере определяет их содержание и соотносится с текстом произведений, которые иллюстрируют Александр и Валерий Траугот.
В 1967 г. вышла еще одна авторская сказка. Волшебная сказка писательницы, драматурга Екатерины Борисовой «Счастливый конец». Это история о девочке Веснушке, ее друзьях, о приключениях и опасностях, в поиске похищенных из сказок счастливых окончаний. Такая игра будет интересна и полезна детям дошкольного и младшего школьного возраста, поможет закрепить известные сюжеты сказок.
На этот раз художники сотрудничали с московским издательством «Советская Россия» — это неспециальное детское издательство. Тем не менее, к выпуску детских книг оно проявляет особое внимание. Издательство постоянно и целенаправленно привлекает к работе разных по творческому почерку художников. Многие книги, выпущенные «Советской Россией» отличаются удачным выбором художника, высоким качеством графического и полиграфического исполнения[18]. В их числе оказались и книга Екатерины Борисовой. В книге 135 страниц. Формат 70×90/16, переплет твердый. Тираж — 100 тысяч экземпляров.
Сказка состоит из семи глав. Начало каждой главы оригинально оформлено при помощи красочной буквицы, которая дополнена рисунками. Они свои для каждой главы и включают предметы, упоминающиеся в ней или в предыдущей главе. В этом случае они являются связкой, как бы напоминая, о какой сказке шла речь до этого.
Все рисунки выполнены в едином стиле, который напоминает призрачные картины из «Сказки про лунный свет». Иллюстрации выполнены в привычной для Г. А. В. Траугот технике рисования акварельными красками по мокрой бумаге. Этот стиль уместен для иллюстраций, которые описывают ускользающую реальность сказок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.