Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 11

Образы, созданные в иллюстрациях, незавершенные, как бы недоговоренные, отсюда возникает сказочность вокруг фигуры самого композитора. Детские впечатления написаны как бы небрежно и передают некоторую размытость восприятия. Так, на одной из иллюстраций мы видим задумчивого светловолосого мальчика под зонтом, за спиной его ранец и уезжающая повозка. Этот сюжет должен быть близок для маленького читателя. Он может узнать в образе героя себя. Соприкосновение с жизнью будущего музыканта позволит ближе познакомиться с его творчеством. Иллюстрации помогают ребенку прогрузиться в мир Грига — они как будто нарисованы самим ребенком, художникам удалось передать детскость образов. Это использовано намеренно. Как сказали братья Траугот, «художник не должен подражать детскому рисунку, но он может учиться у всех, и у детей в том числе»[17].

По замыслу художников цвета в детской книге использовались для передачи настроения книги. Например, лирико-романтического в живописных работах Г. А. В. Траугот о маленьких музыкантах — Моцарте, Бахе и Григе. Иллюстрации Траугот не только соответствуют возвышенно-романтическим образам рассказов, но и пытаются «озвучить» музыку каждого композитора. Цвет в их работах живет сам по себе, не совпадая с контурами нарисованных объектов, тем самым создавая образ музыки. Для музыки Моцарта, певца счастья, выбрана особая цветовая гамма — преобладают голубой и розовый разных оттенков, для музыки Баха — коричнево-розовая гамма, для музыки Грига, сурового и трогательного норвежского музыканта — красный, бордовый, коричневый, синий, с вкраплением нежно-голубого.

Стоит отметить также, что все три работы художников над изданиями о композиторах можно назвать циклами, так как Трауготы занимались в полной мере проработкой одной темы. Художники изображали и психологические портреты, и сюжетные композиции. Каждый цикл посвящен взрослению будущих гениев. Они обращены к ребенку младшего школьного возраста, это в полной мере определяет их содержание и соотносится с текстом произведений, которые иллюстрируют Александр и Валерий Траугот.

В 1967 г. вышла еще одна авторская сказка. Волшебная сказка писательницы, драматурга Екатерины Борисовой «Счастливый конец». Это история о девочке Веснушке, ее друзьях, о приключениях и опасностях, в поиске похищенных из сказок счастливых окончаний. Такая игра будет интересна и полезна детям дошкольного и младшего школьного возраста, поможет закрепить известные сюжеты сказок.

На этот раз художники сотрудничали с московским издательством «Советская Россия» — это неспециальное детское издательство. Тем не менее, к выпуску детских книг оно проявляет особое внимание. Издательство постоянно и целенаправленно привлекает к работе разных по творческому почерку художников. Многие книги, выпущенные «Советской Россией» отличаются удачным выбором художника, высоким качеством графического и полиграфического исполнения[18]. В их числе оказались и книга Екатерины Борисовой. В книге 135 страниц. Формат 70×90/16, переплет твердый. Тираж — 100 тысяч экземпляров.

Сказка состоит из семи глав. Начало каждой главы оригинально оформлено при помощи красочной буквицы, которая дополнена рисунками. Они свои для каждой главы и включают предметы, упоминающиеся в ней или в предыдущей главе. В этом случае они являются связкой, как бы напоминая, о какой сказке шла речь до этого.

Все рисунки выполнены в едином стиле, который напоминает призрачные картины из «Сказки про лунный свет». Иллюстрации выполнены в привычной для Г. А. В. Траугот технике рисования акварельными красками по мокрой бумаге. Этот стиль уместен для иллюстраций, которые описывают ускользающую реальность сказок.