Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 16

Нужно отметить, что автор не дает точного описания внешности героя. При создании его портрета Г. А. В. Траугот придерживались только своих представлений о герое, которые сложились в ходе знакомства с текстом. Тем самым они дополнили сказку подробностями, деталями, которых нет в тексте. В данном случае учитывается воспитательная функция иллюстраций для оценки героев книги. 

Что касается точного отражения действительности, то художники остались верны своему стилю. Во всех иллюстрациях художники сделали акцент на эмоциональную сторону восприятия действительности, поэтому они не всегда точно отражают предметы.

К недостаткам можно отнести то, что за всем этим многообразием цветов потерялся главный персонаж книги — колокольчик. Его изображение на иллюстрациях часто сливается с фоном, он становится незаметным, а это осложняет понимание сюжета.

В целом нужно отметить, что оформление издания отражает детское восприятие действительности — яркое, волшебное, где каждый день происходят новые удивительные события. Художникам удалось передать манеру рисования детей дошкольного возраста. Кажется, что сами иллюстраторы такие же дети, которые учатся рисовать. Иногда они как будто забывают убрать с кисточки лишнюю воду, поэтому рисунки получаются полупрозрачными. Каждая краска при этом перетекает в другую, образуя непосредственное импровизационное изображение. Именно так рисуют дети, которые знакомятся с красками.

Новым этапом для Александра и Валерия Траугот стало их обращение к русской классике, а точнее к рассказу А. П. Чехова «Каштанка». Издание с иллюстрациями братьев Траугот вышло в 1985 г. в издательстве «Малыш» тиражом 200 тысяч экземпляров. Переплет издания — твердый, формат большой — 84×108/32. Такой формат используется для изданий с большим количеством крупных иллюстраций.

Художники отмечали, что у них трудно складываются отношения с русской классикой: «Надо так вжиться в их мир, чтобы он стал твоим, только тогда может что-то получиться. Но это верность писательскому слову, а не раболепство»[23]. Поэтому они старались точно продумать образ каждого персонажа.

Ранее до Александра и Валерия Траугот «Каштанку» иллюстрировал Д. Н. Кардовский (в 1903 г.), в качестве основных средств используя уголь и тушь. У братьев Траугот она получилось совсем иной. И во многом эту работу можно назвать новаторской.

Все издание пронизано темой цирка. Эта тема в первую очередь поддержана на обложке издания. На ней изображен веселый клоун. Он нарисован легко, немного небрежно, без подробностей. Вместо Каштанки — чемодан, из которого она должна будет появиться. Это создает элемент игры с читателями и отсылает к страницам рассказа.

В этом рассказе художников интересовало все: и образ цирка и самого клоуна-дрессировщика, который так часто появляется в их иллюстрациях. Последующие изображения персонажей в полосных иллюстрациях художники также не детализировали. Для создания образа они использовали особую цветовую гамму, передающую настроение каждого момента повествования. Так, изображение дрессировщика еще не раз будет появляться на страницах издания. В момент успеха его окружает теплый, розово-коричневый фон. Есть его изображение и в трагический момент, например, когда умирает гусь Иван Иванович. В рисунках сразу же меняется настроение за счет угасания цвета. Фигура персонажа погружается в сине-белое, траурное пространство.

Изображение главного героя рассказа — Каштанки — расположено перед основным текстом (см. ил. 21). Оно схоже с описанием в тексте: «Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу»[24]. Полосная иллюстрация при этом расположена параллельно с описанием. Это помогает соотнести образ собаки с задумкой автора.