Издания для детей в оформлении Александра и Валерия Траугот, страница 10

Иллюстраторы следуют за ходом повествования, изображая как самые радостные моменты из жизни маленького Иоганна, так и трагические. Цветовая гамма при этом остается такой же приглушенной. В начале повествования, когда речь идет о беззаботном детстве, семилетний Бах изображен рядом с отцом. Лицо его вдумчивое, оно передано теплой цветовой гаммой, фон все тот же коричневый — все это передает дух эпохи, а также таинство, которое совершается между отцом и сыном, когда тот раскрывал ему тайну музыки, и мальчик «с замиранием сердца следил, как и грает отец»[14]. Следующий разворот полностью занимает иллюстрация с огромным пространством собора. Эта иллюстрация передает впечатления мальчика при помощи распределения световых живописных потоков, они представлены все тем же сочетанием светлых розовых и темных серых пятен. Мы видим зимний городской пейзаж в немецком стиле — за счет характерной архитектуры — он изображен на весь разворот. Цвета здесь перетекают один в другой — со страницы на страницу. В этом виден еще один прием Г. А. В. Траугот. Сами художники так  комментируют его: «Мы очень заботимся, чтобы рисунки красиво шли друг за другом. Помним, что хотя глаз уже перевернул страницу, в памяти еще живет предыдущий рисунок»[15].

Особая трагичность присутствует в иллюстрации, на которой изображена смерть отца за счет использованию черного цвета и его оттенков. Описание этого момента в самом тексте дано вскользь: «...Самые страшные беды всегда подкрадываются незаметно. Неожиданно умерли отец и мать»[16]. Иллюстраторы обратили внимание на этот эпизод из жизни Баха, так как он является переломным. В этой темноте лицо мальчика продолжает озарять внутренний свет, все тот же — голубой и розовый, который был на портрете Баха на обложке издания.

В миниатюрных рисунках на полях издания переданы печаль похорон в виде похоронного картежа, грусть, радость от полноты жизни.

Нужно отметить особую музыкальность цвета, который используют Александр и Валерий Траугот в издании. Он достаточно плотный, густой, темный — именно такой цвет помогает представить всеобъемлемость произведений Баха.

В книге о Григе — та же условность цвета. Издание вышло годом позже тиражом 220 тысяч экземпляров. Тот же формат, то же издательство и автор — А. М. Мар, но издание получилось другим. Название издания «Кобольды живут в Норвегии» дает понять, что музыка Грига родилась из народных преданий и сказок.

Обложка издания яркая. Пространство листа не однородно и передано разными оттенками — от рыжего и тепло-желтого до холодного лимонного. Внизу изображен город с цветными крышами и фасадами старых норвежских домов. Особым норвежским колоритом проникнут портрет старика крестьянина со скрипкой на обратной сторонке обложки.

Цвет во всем издании также символичен и музыкален. Он как будто передает музыкальные всплески самих произведений Грига. Особенно это заметно в иллюстрации, размещенной на последнем развороте издания, где изображена пейзажная зарисовка: светлые дома, церкви среди фьордов, парящий орел в небе. Пространство листа достаточно плотное за счет использования насыщенных цветовых пятен в пейзаже: темно-красных, светло-красных, коричневых, вольно положенных на лист. В целом получается торжественный пейзаж в красных тонах с голубоватым небом. Это в полной мере отвечает торжественной музыке Грига.