Технические нормы эксплуатационной работы железных дорог устанавливаются расчетами на основе плана перевозок, положения на сети к началу планируемого периода, специальных заданий на планируемый период, действующего графика движения и плана формирования грузовых поездов на сети, технологических процессов работы станций и депо, данных о пропускной способности железных дорог, статистических характеристик оборота вагонов каждого типа с детализацией по видам сообщений.
Основой технического нормирования железных дорог является план грузовых перевозок, отражающий экономические связи между различными отраслями и определяющий объем предстоящей работы дорог, размеры поставок вагонов, локомотивов, строительство объектов по усилению пропускной и провозной способности, а также потребности в материальных и людских ресурсах.
Текущие планы (годовые) составляются с учетом текущих изменений в перевозках, развития технической базы транспорта и позволяют распределять эксплуатационную работу между подразделениями и оценивать их показатели.
Для разработки планов железных дорог, ведения квартального планирования базовыми являются показатели годового плана. Годовой план разрабатывается в два этапа: разработка проекта плана и составление плана. На первом этапе по сводным заявкам отправления грузов, присылаемым с дорог, и заявкам министерств, ведомств составляется предварительный проект плана перевозок. Этот этап разработки завершается в начале сентября предпланового года. Второй этап планирования выполняется на основании уточненных заявок, присылаемых после принятия правительством страны годового плана теми планирующими организациями, у которых изменились объемы отправления грузов по сравнению с ранее намеченными. Сроки осуществления второго этапа планирования определены началом ноября и серединой декабря предпланового года.
Информация, используемая при расчете показателей годовых планов, включает: сведения о заявленных объемах перевозок, о планах производства, об ожидаемом выполнении планов производства и планов отправления в текущем году, отчетные данные по производству и перевозке каждого груза для анализа динамики роста объема перевозок за несколько последних лет и другую информацию. В годовом плане определяется объем погрузки в тоннах по министерствам на каждый квартал.
На уровне сети в Управлении экономики и развития (ЦЭУ) МПС разрабатывается также годовой план грузооборота. Сетевой план по грузообороту разрабатывается в тарифных и эксплуатационных тонно-километрах с разбивкой по дорогам, видам тяги и кварталам. Тарифные тонно-километры определяются по кратчайшему расстоянию перевозки с учетом междорожных кружностей, а эксплуатационные - по фактическому пробегу грузов.
Разработка годового плана грузооборота выполняется в целях планирования эксплуатационных расходов и стоимости перевозок, труда и заработной платы, показателей использования подвижного состава и расчета провозных способностей железных дорог.
Конкретные потребности предприятий и организаций в перевозках грузов определяются оперативными планами – квартальными с распределением по месяцам, месячными, декадными, суточными и сменными. Оперативные планы разрабатывают и утверждают предприятия железнодорожного транспорта. Квартальные планы учитывают происходящие по сезонам года изменения в перевозках. В месячных планах устанавливаются не только объемы погрузки, но и назначения перевозимых грузов, а также тип подвижного состава. Месячный план называется развернутым планом перевозок.
Оперативные планы перевозок разрабатываются по 43 номенклатурным группам грузов: в централизованном порядке МГТС на основе заявок министерств, ведомств, планируются перевозки по основным 28 группам грузов; перевозки остальных 15 групп грузов планируются через управления дорог (объем перевозок этих грузов составляет примерно 15% общего объема перевозок). Управления железных дорог представляют квартальные планы отделениям и предприятиям за 20 дней, а месячные – за 5 дней до начала их реализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.