Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 63

Период составит

.

Пропускная способность будет одинаковой, если периоды будут равны, т.е.:

.

Если , то , что имеет место при n = 2, т. е. при двух зонах пропускная способность пригородного участка не зависит от порядка следования поездов при зонном непараллельном графике. При числе зон больше двух потери пропускной способности будут значительны, если первыми будут отправляться поезда на более ближние к головной станции зоны.

На пригородных участках возможно применение зонного типа графика оборота подвижного состава, при котором составы обращаются в пределах заданных зон. Например, для графика, представленного на рис. 39.2, а, составы 1, 2, 3 обращаются только между станциями АВ, а составы 4, 5 – между станциями АБ. Недостатками этого типа графика являются завышение числа составов в обороте и необходимость дополнительного резервного пробега для засылки состава в депо в целях проведения ремонтных работ. Эти недостатки ликвидируются введением единого графика оборота, при котором составы обращаются по всем зонам пригородного участка, т.е. маршруты следования составов образуют замкнутый цикл. Это создает возможность равномерного использования подвижного состава (рис. 39.2,6) и ритмичной работы депо.

Рисунок 39.2 – Пример графика оборота подвижного состава

39.2. Определение числа и размещение зонных станций

Осуществляется на основе технико-экономических расчетов, в которых намеченные варианты сравниваются по величине приведенных затрат, включающих приведенные к эксплуатационным расходам капиталовложения в подвижной состав и развитие станционных устройств (зонные станции с необходимым оборудованием), а также эксплуатационные расходы на пригородном участке. Однако наибольшее влияние на выбор числа зон оказывают пассажиро-часы проезда и ожидания. Поэтому выбор числа зонных станций с достаточной точностью может быть выполнен по этим показателям.

Для каждого из намеченных к расчету по пунктам спада пассажиропотока вариантов числа зонных станций определяют затраты времени пассажиров на проезд, величина которых выражается формулой

, где  – густота пассажиропотока между раздельными пунктами пригородного участка в пределах соответственно 1, 2 и 3-й зон; , , … ,  – протяженность соответственно 1, 2 и 3-й зоны от головной станции, км; vxходовая скорость пригородных поездов, км/ч; vу – участковая скорость пригородных поездов, км/ч.

В приведенной формуле каждое слагаемое представляет произведение потока пассажиров, следующих в пределах соответственно 1, 2 и 3-й зоны, на время проезда. Так как поезда 1-й зоны следуют в ее пределах с остановками, время следования по ней равно длине зоны , деленной на участковую скорость движения. Время следования поездов 2-й зоны состоит из двух частей: в пределах 1-й зоны поезда следуют без остановок, т. е. с ходовой скоростью, в пределах 2-й зоны – с остановками, т.е. с участковой скоростью. Время следования пассажиров в поездах 3-й зоны состоит из времени следования по первым двум зонам с ходовой скоростью и времени следования с остановками в пределах 3-й зоны. Аналогично может быть составлена формула для расчета пассажиро-часов для п-й зонной станции.

Участковая скорость определяется по формуле

, где к  – число остановок; ; lо – расстояние между остановочными пунктами, км; ; ly  – длина пригородного участка, км;  – скорость пешехода (4,4 – 5 км/ч); lср – среднее расстояние проезда, км; tост – время на остановку (0,01 – 0,02 ч).

Пассажиро-часы ожидания пригородных поездов можно определить по графику движения или при равном пассажиропотоке каждой зоны аналитически.

При равномерном поступлении потока пассажиро-часы ожидания на каждый поезд составляют

, где  – интервал между поездами соответствующей зоны, мин; ;  – расчетная вместимость пригородного поезда; Tпер – период движения пригородных поездов, сут; Nз – число поездов каждой зоны.

Тогда пассажиро-часы ожидания для всех поездов одной зоны

, а всех поездов n зон

,