Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 33

Сменный заместитель начальника оперативно-распорядительного отдела (ДГПС) является руководителем смены, в которую входят дежурные помощники начальника отдела – дорожные диспетчеры (ДГП), дорожные локомотивные диспетчеры и дежурные помощники начальника отдела по местной работе - дорожные диспетчеры-вагонораспределители (ДГПВ). Диспетчерский аппарат оперативно-распорядительного отдела решает вопросы, связанные с организацией поездной и грузовой работы дороги, разрабатывает и контролирует выполнение оперативных планов поездной работы в целом по дороге и удлиненным участком обращения локо мотивов, следит за работой стыковых станций между дорогами, отделениями и участками обращения, обеспечивая согласованный подвод к ним поездов, локомотивов и бригад.

Основной задачей ДГПС является выполнение заданий сменного плана на дороге в целом. Для этого он постоянно контролирует работу ДГП смены, дежурных по отделениям, а также работу решающих станций, разрабатывает и выдает оперативные задания. Непосредственное руководство движением поездов осуществляют дорожные диспетчеры. ДГП руководят поездной работой в границах дорожных диспетчерских кругов. Желательно, чтобы границы этих кругов совпадали с границами участков обращения локомотивов, а одним или двумя технологически тяготеющими один к другому отделениями руководил бы один дорожный диспетчер.

Основные обязанности ДГП:

·  контроль за выполнением графика движения поездов на направлениях, разработка и реализация соответствующих мероприятий;

·  разработка и реализация мер, направленных на освоение установленных размеров движения и передача вагонов по межотделенческим и междорожным стыковым пунктам;

·  организация согласованной поездной работы между отделениями и смежными дорогами, контроль за работой диспетчерского аппарата отделений;

·  контроль выполнения заданий по формированию, продвижению и сдаче маршрутов из порожних вагонов, по формированию грузовых поездов по направлениям;

·  выполнение регулировочных мероприятий по рациональному направлению вагонопотоков и перераспределению работы по пропуску и переработке поездов между станциями и узлами;

·  контроль выполнения заданий по развозу местного груза и подводу порожних вагонов к пунктам массовой погрузки, а также погрузки важнейших грузов;

·  контроль работы решающих станций и узлов дороги; регулирование локомотивного парка.

В течение смены ДГП контролирует отправление и проследование поездов по участкам и ведет сокращенный график исполненного движения. На основе анализа поездной обстановки принимает решение по ускорению пропуска поездопотоков. В течение смены по 6-часовым периодам ДГП принимает доклады дежурных по отделению о ходе выполнения плана поездной и грузовой работы. На основе анализа данных докладов разрабатывает мероприятия по улучшению эксплуатационной работы дороги, в необходимых случаях ставит в известность об изменениях обстановки руководителей отдела и службы и выдвигает соответствующие предположения.

Основными регулировочными мероприятиями, применяемыми ДГП при управлении перевозочным процессом, являются:

·  регулирование подвода транзитных и разборочных поездов к крупным сортировочным станциям и узлам;

·  выбор направления вагонопотоков по параллельным ходам;

·  оперативная корректировка плана формирования по основным сортировочным станциям в зависимости от фактических размеров вагонопотоков;

·  рациональное планирование и пропуск поездов в период «окна»;

·  установление порядка использования под погрузку массовых грузов маршрутов из порожних вагонов.