Значительный объем исходной информации о пассажиропотоках, техническом оснащении, нормативно-справочной информации в условиях ручного счета приводит к необходимости деления сети железных дорог на отдельные направления и принятию решений, не увязанных по сети в целом. Имеющаяся же в настоящее время на железнодорожном транспорте вычислительная техника недостаточно используется для решения задач организации и управления пассажирскими перевозками, хотя нашла эффективное применение при продаже билетов.
В современных условиях повышение эффективности и качества перевозочного процесса в пассажирском движении за счет внутренних резервов транспорта может быть реализовано, если определение важнейших параметров перевозочного процесса осуществлять на твердой расчетной основе. В частности, учитывая, что современная вычислительная техника позволяет решать задачи большой размерности, имеется возможность ставить и решать задачу выбора плана формирования пассажирских поездов для всей сети железных дорог в целом. Это находит свое выражение прежде всего в установлении соответствия между величинами пассажиропотоков и числом транспортных средств, используемых для их освоения, устанавливаемых планом формирования пассажирских поездов. На план формирования пассажирских поездов оказывают влияние структура и величина пассажиропотока, весовые нормы, скорости движения и режимы движения дальних и местных пассажирских поездов, уровень беспересадочного сообщения и др. Сочетание, взаимодействие и взаимосвязь этих факторов, реализованные в расписании движения поездов, в конечном счете определяют выбор пассажиром маршрута и категории поезда. Расчетная сеть представляет собой совокупность узлов и дуг. Узлы соответствуют станциям формирования и оборота составов пассажирских поездов, железнодорожным узлам, в которых имеет место пересечение двух или более железнодорожных линий, используемых для пассажирских перевозок, и пунктам зарождения и погашения пассажиропотоков, а дуги имитируют железнодорожные линии.
Для расчетной сети заданы пассажиропотоки , где I – множество узлов; U – множество дуг; а – пункт зарождения; – пункт погашения пассажиропотока;I1 – множество станций, между которыми заданы корреспонденции пассажиропотоков .
Маршруты возможных назначений поездов определяются последовательностью узлов расчетной сети (образуют цепь в сети из р в q).
Каждому назначению поезда определенного маршрута к ставится в соответствие вектор с компонентами: – величиной расчетной вместимости пассажирских поездов и – затратами на один поезд принятого к расчету сообщения; – удельной мощностью тяги для поезда данного назначения.
По каждому i-му узлу расчетной сети задается матрица стоимостей возможных пересадок пассажира с поезда на поезд . Введем переменные: – число пассажиров из в , следующих по участку (i, j) – дуге расчетной сети в поездах из р в q; – число поездов из р в q, проходящих по участку (i, j);
где I2 – множество станций возможного формирования и оборота пассажирских поездов.
Каждой дуге (i, j) расчетной сети ставится в соответствие вектор с компонентами ;
– среднее время следования пассажирских поездов на участке, мин; – длина участка, км; – эквивалентный по механической работе уклон, ‰; – стоимость локомотива, обращающегося на участке, руб.; – мощность локомотива, кВт; - среднее число остановок поезда.
Требуется найти минимум функции:
При этом должны соблюдаться ограничения:
по освоению пассажиропотока на каждом участке:
при
, где R(t) – заданный уровень беспересадочного сообщения; по пропускной способности участка
где – пропускная способность участка (i, j), выделенная для пассажирского движения в поездах;
по перерабатывающей способности станций
где – перерабатывающая способность i-й пассажирской станции в поездах; .
Дополнительными могут быть ограничения по величине вагонного парка каждой дороги, категории вагонов и др.
Представленная модель учитывает параметры технического оснащения и взаимосвязи основных факторов, влияющих на выбор числа и назначений пассажирских поездов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.