Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 57

Значительный объем исходной информации о пассажиропотоках, техническом оснащении, нормативно-справочной информации в условиях ручного счета приводит к необходимости деления сети железных дорог на отдельные направления и принятию решений, не увязанных по сети в целом. Имеющаяся же в настоящее время на железнодорожном транспорте вычислительная техника недостаточно используется для решения задач организации и управления пассажирскими перевозками, хотя нашла эффективное применение при продаже билетов.

В современных условиях повышение эффективности и качества перевозочного процесса в пассажирском движении за счет внутренних резервов транспорта может быть реализовано, если определение важнейших параметров перевозочного процесса осуществлять на твердой расчетной основе. В частности, учитывая, что современная вычислительная техника позволяет решать задачи большой размерности, имеется возможность ставить и решать задачу выбора плана формирования пассажирских поездов для всей сети железных дорог в целом. Это находит свое выражение прежде всего в установлении соответствия между величинами пассажиропотоков и числом транспортных средств, используемых для их освоения, устанавливаемых планом формирования пассажирских поездов. На план формирования пассажирских поездов оказывают влияние структура и величина пассажиропотока, весовые нормы, скорости движения и режимы движения дальних и местных пассажирских поездов, уровень беспересадочного сообщения и др. Сочетание, взаимодействие и взаимосвязь этих факторов, реализованные в расписании движения поездов, в конечном счете определяют выбор пассажиром маршрута и категории поезда. Расчетная сеть представляет собой совокупность узлов и дуг. Узлы соответствуют станциям формирования и оборота составов пассажирских поездов, железнодорожным узлам, в которых имеет место пересечение двух или более железнодорожных линий, используемых для пассажирских перевозок, и пунктам зарождения и погашения пассажиропотоков, а дуги имитируют железнодорожные линии.

Для расчетной сети  заданы пассажиропотоки , где I – множество узлов; Uмножество дуг; а  – пункт зарождения;  – пункт погашения пассажиропотока;I1 множество станций, между которыми заданы корреспонденции пассажиропотоков .

Маршруты возможных назначений поездов определяются последовательностью узлов расчетной сети (образуют цепь в сети из р в q).

Каждому назначению поезда определенного маршрута к ставится в соответствие вектор с компонентами:  – величиной расчетной вместимости пассажирских поездов и  – затратами на один поезд принятого к расчету сообщения;  – удельной мощностью тяги для поезда данного назначения.

По каждому i-му узлу расчетной сети задается матрица стоимостей возможных пересадок пассажира с поезда на поезд . Введем переменные:  – число пассажиров из  в , следующих по участку (i, j) – дуге расчетной сети в поездах из р в q; – число поездов из р в q, проходящих по участку (i, j);

где I2 – множество станций возможного формирования и оборота пассажирских поездов.

Каждой дуге (i, j) расчетной сети ставится в соответствие вектор  с компонентами ;

 – среднее время следования пассажирских поездов на участке, мин;  – длина участка, км;  – эквивалентный по механической работе уклон, ‰;  – стоимость локомотива, обращающегося на участке, руб.;  – мощность локомотива, кВт; - среднее число остановок поезда.

Требуется найти минимум функции:

При этом должны соблюдаться ограничения:

по освоению пассажиропотока на каждом участке:

при

, где R(t) – заданный уровень беспересадочного сообщения; по пропускной способности участка

где  – пропускная способность участка (i, j), выделенная для пассажирского движения в поездах;

по перерабатывающей способности станций

где  – перерабатывающая способность i-й пассажирской станции в поездах; .

Дополнительными могут быть ограничения по величине вагонного парка каждой дороги, категории вагонов и др.

Представленная модель учитывает параметры технического оснащения и взаимосвязи основных факторов, влияющих на выбор числа и назначений пассажирских поездов.