Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 26

Оперативное регулирование перевозочного процесса применяется для обеспечения выполнения и перевыполнения плана перевозок, норм технического плана и лучшего использования всех средств транспорта при наименьших затратах труда и материальных ресурсов, а также для предупреждения и ликвидации затруднений в эксплуатационной работе железных дорог и их подразделений. Формой реализации оперативного регулирования является совокупность организационно-технических мероприятий. По времени разработки и реализации применяют два вида оперативного регулирования: предварительное и последующее. Предварительное регулирование – это мероприятия, которые разрабатываются, как правило, одновременно с составлением месячных технических норм эксплуатационной работы. Оно предназначается для предупреждения возможных затруднений в выполнении плана перевозок. Последующее регулирование – это меры, направленные на устранение препятствий, возникающих в процессе выполнения плана перевозок.

Применяемые регулировочные меры в зависимости от объекта воздействия схематично можно разделить на: форсирование пропускной способности станций, участков и направлений и перерабатывающей способности станций и узлов; регулирование вагонного парка и создание необходимых резервов; регулирование вагонопотоков; регулирование погрузки; регулирование выгрузки; регулирование локомотивного парка; регулирование бригад и рабочей силы; регулирование других технических средств.

Форсирование пропускной и перерабатывающей способности. Для освоения возрастающего объема перевозок и роста вагонопотоков рассматривается возможность усиления пропускной способности участков, перерабатывающей способности станций и узлов, а также перераспределения сортировочной работы между последними. Оперативное усиление пропускной способности участков достигается проведением ряда организационно-технических мероприятий, увеличением пропускной способности, а также открытием законсервированных станций, парков и путей (если такие имеются); открытием дополнительных маневровых районов в приемо-отправочных и других парках и введением дополнительных маневровых локомотивов с целью увеличения сортировочной работы; изменением методов маневровой работы и технологии обработки поездов (двустороннее формирование и расформирование, внедрение радиосвязи, усиление бригад по осмотру и подготовке поездов); приемом и отправлением поездов с неспециализированных путей с обеспечением мер безопасности движения и т.п.

К важным мерам относятся также: регулирование подвода транзитных и разборочных поездов с целью более эффективного использования приемо-отправочных путей и мощностей сортировочных устройств; усиление техническими средствами отдельных подразделений за счет других, менее загруженных подразделений; усиление пропускной или перерабатывающей способности одной или ряда станций за счет временного изменения технологических процессов работы этих станций, перераспределения и пополнения технических средств этих станций или изменения методов работы.

Если вышеуказанные меры не обеспечивают доведения пропускной и перерабатывающей способности станций до уровня, необходимого для нормального выполнения перевозочного процесса, следует оперативно рассмотреть мероприятия по временному изменению плана формирования поездов, облегчающему работу станций, испытывающих затруднения; подформированию на подходе групп и целых поездов с целью пропуска их транзитом без переработки через такие станции; сокращение числа назначений плана формирования на данной станции и переносу сортировочной работы на другие впередилежащие сортировочные и участковые станции; подборке групп вагонов или целых составов на подходах к данной станции с целью обеспечения подачи их непосредственно на погрузочно-выгрузочные фронты без дополнительной маневровой работы по расформированию и т.п.