Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 45

·  административно-служебные (кабинеты начальника вокзала, дежурного по вокзалу, контора станции, различные служебные помещения и т.д.);

·  для пригородных пассажиров, которые располагаются в отдельной части вокзала или в самостоятельном здании.

Все пассажирские помещения вокзала должны быть оборудованы так, чтобы создать пассажирам максимум удобств. Вместе с тем должны соблюдаться санитарные нормы, противопожарные требования.

В залах ожидания диваны располагают так, чтобы они не мешали движению пассажиров и  создавали необходимые удобства для технического персонала. Ширина между диванами составляет 1,5 – 1,7 м.

Пассажирская станция, вокзал и привокзальная площадь проектируются как единый комплекс устройств, предназначенных для обслуживания пассажиров, удобного и безопасного их передвижения. При этом размещение новых вокзалов увязывают с планировкой городов и их развитием.

Пассажирские платформы предназначены для обеспечения удобной, быстрой и безопасной посадки и высадки пассажиров у каждого пути приема и отправления пассажирских поездов, на пассажирских остановочных пунктах, в том числе на пригородных участках. Платформы устраивают низкие высотой 0,2 м и высокие 1,1 м над головкой рельса. Высокие платформы сооружают на крупных пассажирских станциях, а также при обращении моторвагонного состава без подножек. На отдельных участках по разрешению МПС высота пассажирской платформы над головкой рельса может достигать 1,3 м. Длина платформ для обслуживания дальнего и местного следования составляет 500 м (соответствует 19-20-вагонному составу пассажирского поезда); для пригородных поездов – 260 – 300 м. Ширина платформ устанавливается специальным расчетом в зависимости от интенсивности пассажиропотока с учетом расположения выходов с платформ и размеров устройств, которые должны быть размещены на платформах, но не менее 4 м. Пассажирские платформы должны иметь павильоны или навесы; длина навесов устанавливается в зависимости от величины пассажиропотока. Покрытие платформ должно иметь уклон 1 – 3 ‰ в сторону путей.

Переходы соединяют пассажирские платформы с вокзалом и привокзальной площадью, В зависимости от интенсивности движения переходы устраивают на уровне рельсов в виде асфальтированных или деревянных дорожек и тоннелей.

Тоннели с высотой подъемов и спусков 3,5 – 4,0 м защищают пассажиров от дождя и снега и по сравнению с пешеходными мостами высотой 7 – 7,5 м получили более широкое применение. Тоннели строят шириной не менее 3 м, а при двустороннем значительном потоке пассажиров – не менее 6-8 м и высотой 2,5 м.

38.3. Организация работы пассажирских станций, вокзалов  и  железнодорожных агентств

Постоянство обращения пассажирских поездов дает возможность закрепить парки и пути не только за определенными видами работ, но и за конкретными номерами поездов на весь период действия графика движения.

Для правильной организации работы парки пассажирской технической станции, пути в каждом парке специализируют по видам работ, примыкающим линиям, направлениям движения, категориям поездов. На пассажирских станциях с несколькими парками возможно закрепление каждого из них для приема и отправления поездов одного примыкающего к станции направления, за отдельными парками приема и отправления - поездов по видам сообщений. Специализация по первому способу целесообразна на тупиковых станциях с точки зрения удобств для пассажиров, а по второму - на сквозных и особенно комбинированных станциях. В последнем случае тупиковые пути закрепляются за пригородным движением. На этих путях, кроме приема и отправления поездов, по возможности, осуществляются технические операции и отстой составов в ночное время. Если на собственно пассажирской станции один приемо-отправочный парк, то могут быть применены следующие варианты специализации путей независимо от расположения технической пассажирской станции:

·  разделение всех путей на две группы - одной для четного и другой для нечетного направлений; применяется при примыкании к станции двух направлений;