Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 31

Главный диспетчер осуществляет оперативное руководство эксплуатационной работой сети и контролирует ход выполнения плана перевозок, а также указаний и распоряжений руководства главка и МПС, касающихся оперативного управления перевозочным процессом. Он контролирует и руководит работой ревизоров-диспетчеров сетевых направлений (групп дорог), а также увязывает свою работу с работой дежурных по смежным управлениям МПС. В обязанности главного диспетчера МПС входят: разработка сменно-суточного плана дорог, обеспечение нормального пропуска вагонопотоков по междорожным стыковым пунктам, определение и контроль очередности сдачи и приема поездов по стыковым пунктам, контроль подвода порожних вагонов в районы массовой погрузки и выполнения погрузки важнейших грузов, организация перераспределения вагонных парков по   регионам   сети,   регулирование локомотивами и локомотивными бригадами. В случае возникновения затруднений, связанных с перерывом в движении и ограничением скорости главный диспетчер должен принимать оперативные меры для восстановления пропуска поездов, a тaкe контролировать проведение восстановительных работ при перерывах в движении. Важной обязанностью главного диспетчера является контроль выполнения графика движения пассажирских поездов и принятие мер по вводу опаздывающих пассажирских поездов в расписание. Главный диспетчер воздействует на перевозочный процесс посредством оперативных приказов ответственным дежурным служб и отделов перевозок дорог и отделений, руководителям дорожных диспетчерских смен.

Главный вагонораспределитель обеспечивает содержание вагонного парка на дорогах сети в соответствии с установленными нормами, а также выполнение погрузки важнейших грузов в размерах, установленных суточным планом. Для решения этих задач главный вагонораспределитель постоянно контролирует наличие вагонных парков на дорогах сети и передвижение регулировочных маршрутов. Посредством получения данных о передаче вагонов по типу подвижного состава через междорожные стыковые пункты и обеспеченности дорог погрузочными ресурсами главный вагонораспределитель контролирует выполнение регулировочных заданий главка и МПС. Воздействие на ход перевозочного процесса на дорогах сети главный вагонораспределитель осуществляет посредством реализации следующих оперативных мероприятий: указаний по обстановке, перемещению и изъятию вагонов резерва МПС, увеличений или ограничений норм погрузки по отдельным назначениям, изменений схем пропуска порожних составов и отдельных групп вагонов; подготовки и выдачи заданий по сдаче из-под выгрузки вагонов по типу подвижного состава.

Организацией работы диспетчерского и оперативного аппарата МПС и дорог по обеспечению поездов локомотивами и локомотивными бригадами занимается главный локомотивный диспетчер. Его задачей является выполнение установленных МПС норм содержания локомотивов в границах дорог и обеспечение разработки в необходимых случаях регулировочных мер по их передислокации. Основными параметрами и элементами технологии эксплуатационной работы на железных дорогах, контролируемыми главным локомотивным диспетчером, являются: использование резервов локомотивов, включая мобилизационный; нахождение локомотивов по пунктам их технического обслуживания и наличие локомотивных бригад по пунктам оборота, локомотивов новой постройки и следующих в ремонт и из ремонта; нарушение своевременной постановки локомотивов на техническое обслуживание. В процессе работы главный локомотивный диспетчер решает вопросы о пропуске локомотивов на незакрепленные участки смежных дорог и следит за их возвратом, а также выдает указания о пересылке локомотивов резервом и бригад пассажирами между взаимодействующими железными дорогами.

Непрерывный контроль за продвижением поездов и оперативное диспетчерское управление эксплуатационной работой дорог в АДЦУ МПС осуществляют ревизоры-диспетчеры по группе дорог (сетевым направлениям). Каждый из них отвечает за организацию поездной и грузовой работы на двух-четырех дорогах и главном направлении соответствующего района сети, обеспечивает выполнение на этих дорогах плановых заданий по перевозкам и технических нормативов эксплуатационной работы, осуществляет контроль за выполнением приказов,  распоряжений и руководящих указаний главка МПС. В ходе дежурства он осуществляет контроль: