Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 28

Регулирование вагонопотоков. При возникновении затруднений с пропуском вагонопотоков на участках, где исчерпаны все возможности форсирования пропускной способности, часть вагонопотоков отклоняется на параллельные, а иногда и на кружные направления. При выборе в порядке регулирования вагонопотоков того или иного параллельного и кружного направлений следует руководствоваться экономическими соображениями, сопоставив в каждом варианте себестоимость перевозок, затраты, вызванные необходимостью перелома весовых норм и возрастанием резервного пробега локомотивов, а также скоростью доставки грузов и другими факторами. Отклоняя вагонопоток, следует своевременно подготовить локомотивный парк, укомплектовать бригады, развернуть технические средства на станциях переработки поездов, изменить, если необходимо, план формирования и провести другие мероприятия, обеспечивающие нормальный пропуск возрастающих вагонопотоков с наименьшими затратами.

Регулирование погрузки. Важнейшим условием оперативного регулирования вагонопотоков и обеспечения плана перевозок является выполнение технических норм погрузки по назначениям и типу вагонов. Невыполнение плана погрузки по назначениям нарушает «питание» соответствующих дорог и отделений подвижным составом и ведет к сокращению парка вагонов на этих подразделениях. Наоборот, чрезмерное перевыполнение плана вызывает затруднения с пропуском вагонопотоков, выгрузкой и перегрузом на другие виды транспорта в портах и на пограничных станциях.

Регулирование погрузки по назначениям предусматривает создание необходимого наличия вагонов транзитных по направлениям и местных для себя. Если дорога нуждается в местном грузе, необходимо форсировать погрузку назначением на станции данной дороги, и если, наоборот, у нее избыток местного груза и затруднения с выгрузкой, следует сгустить погрузку в другие назначения. При всяком регулировании погрузки следует иметь в виду, что сгущение погрузки осуществляется только с согласия грузоотправителя и временное прекращение ее в отдельные назначения и направления допускается в исключительных случаях порядком, предусмотренным Уставом железных дорог.

Регулирование погрузки по типу подвижного состава имеет целью обеспечить размещение дородового подвижного состава в соответствии с плановой отгрузкой перевозимых грузов, а также позволяет сократить непроизводительный пробег, высвободить пропускную способность и локомотивы для ускоренного продвижения груженых поездов.

Регулирование погрузки по направлениям предупреждает сверхнормативное накопление транзитного парка вагонов и недоиспользование пропускной способности направлений из-за отсутствия транзитного вагонопотока. Для предупреждения возможного распространения сбоев в эксплуатационной работе на целые направления применяется временное, в течение месяца, уменьшение объемов погрузки против установленного плана в адрес отдельных предприятий, испытывающих затруднения с выгрузкой. В исключительных случаях (стихийные бедствия, длительный перерыв движения и т. д.) используется ограничение или полное запрещение погрузки.

Регулирование выгрузки заключается в усилении ее размеров свыше норм технического плана в пунктах назначения, а в отдельных случаях и на других станциях. Для увеличения выгрузки необходимо: ускорить передачу и развоз местного груза, обеспечить формирование дополнительных сборных и вывозных поездов, а также, в отдельных случаях, организовать включение вагонов с этим грузом в транзитные поезда. Необходимо также своевременно подавать к пунктам выгрузки местные вагоны, улучшать маневровую работу на грузовых станциях; вводить, при необходимости, дополнительные маневровые локомотивы; расширять погрузочно-выгрузочные фронты, изыскивать дополнительные места, привлекать дополнительную рабочую силу и механизмы; организовывать круглосуточную грузовую работу во все дни недели, в том числе в выходные и праздничные дни, и т.д.