Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 24

36.3. Методика разработки показателей сменно-суточного плана эксплуатационной работы железных дорог

Оперативное планирование показателей сменно-суточного плана на всех уровнях управления перевозочным процессом обеспечивается информацией о подходе грузов, вагонов и поездов. На дорогах и отделениях используются два вида информации: предварительная и точная. Предварительная информация о подходе поездов и грузов для станций и отделений дорог, о передаче поездов по стыковым пунктам дорог и отделений поступает два раза в сутки перед началом суточного и сменного планирования работы подразделений. Точная информация о ходе работы станций, отправления поездов со станций и движения их по участкам дороги дается непрерывно (текущая информация), а также по 3-х-4-часовым периодам информация о подходах поездов (периодическая информация). По предварительной и точной информации формируется исходная информационная база ожидаемого поездного положения на отделении или дороге к началу планируемого периода.

Показатели сменно-суточного плана отделения дороги рассчитываются в следующей последовательности: предварительно определяют расчетные элементы плана-образования транзитного (на выходе) и местного груза, порожних вагонов, погрузку на выход и в местном сообщении, затем устанавливают показатели плана, учитывая возможность выполнения многократных операций с вагонами.

Ожидаемое наличие вагонов на отделениях к началу планируемых суток определяется следующим образом. Транзитные груженые вагоны по направлениям следования определяются суммированием их фактического наличия на начало предплановых суток с числом транзитных вагонов, поступающих на отделение и погруженных на выход (из этой суммы исключаются вагоны, сдаваемые в текущие сутки). Порожние вагоны определяются суммированием фактического наличия их на начало предплановых суток с числом поступающих и выгруженных на отделении вагонов и исключением из этой суммы числа сдаваемых порожних вагонов с отделения и числа вагонов, которые будут загружены. План распределения порожних вагонов должен обеспечить выполнение регулировочного задания (сдачу порожних) и максимальную погрузку до конца планируемых суток с учетом формирования планового резерва порожних вагонов на следующие сутки. Вагоны с местным грузом для отделения определяются суммированием фактического наличия местных вагонов на начало текущих суток с числом местных вагонов, поступающих на отделение и погруженных в адрес станций отделения и исключением из этой суммы выгруженных за предплановые сутки вагонов.

Показатели сменно-суточного плана определяются двумя способами: по обороту (vi.) или с помощью статистических коэффициентов (ki), а также поэлементным расчетом. В первом случае показатель плана определяется умножением со ответствующего наличия вагонов на коэффициент подвижности (ki);  (кi= l/vi). Такой способ расчета наиболее распространен из-за простоты, однако дает лишь ориентировочной результат. Более точным способом является поэлементный расчет, который учитывает не только наличие вагонов, но и все элементы структуры образования показателя на отделении. Поэлементный расчет требует выполнения большого числа расчетных операций, которые целесообразно осуществлять на ЭВМ.

На отделениях дороги показатели сменно-суточного плана устанавливают следующим порядком.

Передача по стыковым пунктам отделений. Размеры сдачи груженых вагонов по каждому междорожному стыковому пункту на плановые сутки рассчитываются на основе ожидаемого к началу суток наличия транзитных вагонов, планируемой погрузки в прямом сообщении и приема груженых вагонов по стыковым пунктам с соседних отделений дорог. Для определения сдачи вагонов по межотделенческим пунктам необходимо дополнительно учесть передачу вагонов с местным грузом между отделениями. Поступающие с соседних отделений транзитные груженые вагоны по выходным пунктам данного отделения распределяют по статистическим коэффициентам, которые устанавливаются службой перевозки по каждому междорожному и межотделенческому стыковому пункту. Число вагонов, сдаваемых по каждому стыковому пункту из числа погруженных на выход, определяется также с помощью статистических коэффициентов, устанавливаемых начальником отделения дороги.