Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 35

В зависимости от полигона управления диспетчерским кругом различают поездных участковых и узловых диспетчеров. Участковый диспетчер в период сменного дежурства обеспечивает выполнение графика движения поездов и плана эксплуатационной работы на своем участке. Его распоряжения подлежат беспрекословному выполнению работниками станций, депо, ПТО дистанций пути, сигнализации и связи, участков электроснабжения, локомотивными и поездными бригадами. Эти распоряжения передаются устно или регистрируемыми приказами. Узловой диспетчер осуществляет оперативное руководство . работой крупных узлов. Он руководит выполнением графика движения передаточных и транзитных поездов в узле, регулирует их движение и контролирует подготовку отправления согласно суточному плану, обеспечивает развоз местного груза и порожних вагонов в соответствии с оперативными планами грузовой работы, организует погрузку отправительских маршрутов и подвод согласованных групп вагонов для формирования ступенчатых маршрутов отправления из узла порожних вагонов по регулировочным заданиям.

Для обеспечения выполнения графика движения, недопущения опозданий, введения в расписание опаздывающих и пропуска дополнительных поездов, а также соблюдения установленных норм непрерывной работы и отдыха локомотивных бригад поездной диспетчер должен применять комплекс регулировочных мероприятий.

Передовой опыт поездных диспетчеров показывает, что они могут изменять порядок и пункты скрещений и обгонов, сокращать станционные интервалы и стоянки, переносить технические стоянки на другие станции, использовать неправильный путь для пропуска поездов встречного направления, организовывать безостановочное скрещение поездов на однопутных участках с двухпутными вставками или с удлиненными станционными путями, уложенными по смещенной схеме. При пропуске легковесных поездов и составов из порожних вагонов практикуется изменение времени хода по перегонам в зависимости от фактической массы поезда, а при работе сборных и вывозных поездов применяются дифференцированные нормы массы в зависимости от профиля пути отдельных перегонов. Диспетчер должен эффективно использовать для развоза местного груза, подач и уборок вагонов на промежуточные станции участка диспетчерские, подталкивающие, хозяйственные и одиночно следующие локомотивы. Для увеличения пропускной способности и ускорения продвижения поездов и локомотивов следует практиковать прицепку одиночных локомотивов к поездам, сдваивание составов и применение кратной тяги на ограничивающих перегонах, а также в исключительных случаях - отправление поездов вслед в светлое время суток.

На электрифицированных участках регулировочные мероприятия осуществляются с учетом условий электроснабжения. При этом диспетчер должен по возможности чередовать выпуск на двухпутный участок поездов разной массы, обеспечивать между попутными тяжеловесными поездами интервалы, превышающие время прохода поездом половины фидерной зоны и исключать возможность одновременного нахождения встречных тяжеловесных поездов на тяжелых элементах пути в границах одной фидерной зоны.

Для непрерывного контроля за движением и планирования пропуска поездов диспетчер ведет график исполненного движения, на котором наносит линии хода поездов по перегонам, отмечает время прибытия, отправления и проследования поездов по каждой станции, записывает характеристику составов и локомотивов и другие необходимые для работы данные. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, диспетчер непосредственно управляет всеми стрелками и сигналами промежуточных станций, а также передает эти стрелки на местное управление поездным бригадам при маневровой работе со сборными поездами.

Локомотивный диспетчер обеспечивает в течение смены постоянный контроль наличия локомотивов и локомотивных бригад. Собирая данные о локомотивах и бригадах, находящихся в депо, пунктах оборота, на участках, локомотивный диспетчер ведет сокращенный график исполненного движения локомотивов на полигоне отделения. Совместно с ДНЦ локомотивный диспетчер планирует прикрепление локомотивов и бригад к ниткам графика, а в случае неисправности локомотивов или окончания времени работы бригады обеспечивает их замену. Управляющие воздействия локомотивный диспетчер осуществляет через дежурных по депо, машинистов и поездных диспетчеров.