Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 61

Минимальное число назначений для полигона, имеющего вид «дерева», определяют исходя из того, что число узлов нечетной степени четно. Под степенью узла понимается число линий, примыкающих к узлу. Например, для прямолинейного на правления конечные станции имеют нечетную степень, а расположенные в пределах направления – четную. Для полигона, представленного на рис. 38.2, а, число узлов нечетной степени равно четырем, следовательно, необходимы два назначения. Для полигона, приведенного на рис. 38.2,6, минимальное число назначений – пять.

Рисунок 38.2 – Схемы расчетных полигонов («+» и «–» – соответственно четная и нечетная степени узла)

Определим число составов, необходимых для обслуживания поезда ежедневного обращения сообщения А – В (рис. 38.3, а) при следующих исходных данных: отправление со станции А в 19 ч, время хода из А в В 16 ч, в обратном направлении 17 ч. Технологическое время простоя в пункте 1 – 10 ч, в пункте В – 5 ч.

Рисунок 38.3 – Графики оборота составов

Состав, отправленный со станции А, через 16 ч прибудет на станцию В. При условии простоя на станции В в соответствии с технологической нормой через 38 ч он вернется на станцию А, на которой после 10-часовой обработки будет готов к отправлению. На весь цикл потребуется 48 ч, т. е. состав, отправленный в первые сутки, может быть отправлен с той же станции на третьи. Таким образом, потребуются два состава в обороте, а в общем случае при ежедневном отправлении число составов численно равно числу суток оборота.

Для условий примера определить потребное число составов при отправлении поезда сообщения А – В через день (рис. 38.3,6). В этом случае второй состав не потребуется, и перевозки могут быть выполнены одним составом.

Определить потребное число составов при ежедневном отправлении двух поездов (рис. 38.3, в). Технологическое время простоя в пункте А 10 ч, в пункте В – 5 ч. В этом случае число составов в обороте существенно зависит от времени отправления и прибытия поездов. При отправлении двух поездов одного назначения на минимальном интервале потребность в составах увеличится в два раза по отношению к варианту обращения одного поезда. При отправлении второго поезда в другое время потребность в составах также не изменится, если во время оборота нет резервов, связанных с ожиданием нитки графика. Если есть такие резервы, число составов в обороте можно сократить.

Как следует из графика оборота, простой составов на станции А сверх технологической нормы составляет 5 ч, на станции В – 10 ч. Введение дополнительного поезда в дневное время суток позволяет сократить потребность в составах с четырех до трех (рис. 38.3, г). Однако при этом условия отправления и прибытия поездов существенно изменяются.


Глава 39. ПРИГОРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

39.1. Особенности пригородных пассажирских перевозок

Пригородные пассажиропотоки отличаются от пассажиропотоков дальнего и местного сообщения рядом существенных особенностей: массовостью, неравномерностью распределения по зонам, временам года, дням и часам суток.

Во многих узлах суточный пассажиропоток исчисляется десятками тысяч человек, что требует значительных размеров движения пригородных поездов. Если число дальних поездов на направлении может изменяться в пределах от 1 до 70, то число пригородных поездов – от 5 – 10 до 300 пар в сутки и более.

Важной особенностью пригородных перевозок является неравномерность распределения пригородного пассажиропотока в пределах пригородного участка. По мере удаления от головной станции, как правило, густота пригородного пассажиропотока значительно уменьшается.

Неравномерность распределения пригородных пассажиропотоков по сезонам года, дням недели и часам суток приводит к необходимости деления пригородного участка на отдельные части-зоны, обслуживаемые прикрепленными к ним зонными Поездами, размеры движения которых увеличиваются в предпраздничные и выходные дни, что дает возможность лучше использовать вместимость пригородных составов как по времени, так и по маршруту следования.