Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 40

В качестве нижнего уровня оперативного руководства процессами перевозок на железных дорогах внедряются УАДЦУ. Они предназначены для автоматизированного управления поездной и грузовой работой во всех элементах железнодорожного узла на основе достоверного и своевременного отображения поездного положения на сортировочных и грузовых станциях, состояния грузовых пунктов, планирования объемов работы для каждого технологического элемента, составительских и локомотивных бригад с учетом загрузки технических средств и оперативного персонала. Технологическую основу функционирования узла составляет реальная модель вагонных парков в подсистемах узла. В состав железнодорожного узла входят сортировочные, грузовые и другие станции, на которых по единому графику и единому технологическому процессу выполняется поездная и грузовая работа.

На уровне железнодорожного узла в УАДЦУ выполняются следующие функциональные задачи: слежение за поездной ситуацией и выполнение грузовых операций в узле; автоматический контроль выполнения технологических процессов в узле, обеспечение информацией о наличии локомотивов и бригад; автоматизированная разработка плана поездной и грузовой работы узла; составление суточного плана отправления груза.

В состав структуры центра управления узла включаются диспетчер узла, диспетчеры сортировочных и грузовых станций, дежурные по станциям, составительские бригады (совместно с локомотивной бригадой).

Комплекс технических средств, обеспечивающих работу оперативного персонала УАДЦУ, включает табло-мнемосхему коллективного пользования, АРМ операторов и вычислительный комплекс УАДЦУ. Табло-мнемосхема позволяет контролировать состояние всех блок-участков и станционных путей узла, всех элементов централизации, занятых подвижным составом, готовить и контролировать приготовление и реализацию всех поездных и маневровых маршрутов на станциях, отображать номера поездов, находящихся в узле и на подходах к нему, а также цифровую информацию о состоянии грузовых пунктов. АРМ оперативного персонала комплектуются графическим дисплеем для отображения поездного положения с привязкой к конкретному полигону узла и алфавитно-цифровым дисплеем для отображения оперативной и нормативно-справочной информации. Вычислительный комплекс УАДЦУ осуществляет функции автоматического слежения за изменением поездной ситуации, перемещением поездов и вагонов на управляемом полигоне, ведет динамическую модель поездного положения вагонного и локомотивного парков. Через вычислительный комплекс УАДЦУ имеет выход в ДАДЦУ по межмашинному обмену. Установлена также связь его с АСУ СС и АСУ ЖС, функциональными АСУ подсистемами узла.

РАЗДЕЛ VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Глава 38. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

38.1. Основы организации пассажирских перевозок

Железные дороги должны полностью удовлетворять потребности населения в пассажирских перевозках, обеспечивать безопасность и необходимые удобства, высокое качество обслуживания, своевременную перевозку и сохранность багажа. Выполнение этих задач возможно только при движении пассажирских поездов всех категорий строго по расписанию, образцовом техническом и санитарном состоянии подвижного состава и постоянных устройств, используемых при перевозке пассажиров, четкой организации продажи билетов до указанных станций назначения и информации пассажиров по всем вопросам проезда.

В целях наиболее правильного учета особенностей пассажиропотока, создания необходимых удобств, наилучшего использования транспортных средств в зависимости от объема работы, условий проезда, скорости, расстояния следования, уровня удобств и других факторов имеет место деление сообщений, постоянных устройств, поездов, загонов по категориям.

Различают следующие виды сообщений: пригородное – в пределах пригородного участка, примыкающего к крупному узлу на расстоянии до 150 км, а в отдельных случаях и более при зонном тарифе до 200 км; местное – в пределах одной дороги; прямое – в пределах двух и более дорог; международное – в пределах двух и более стран. Прямое и местное сообщения в отличие от пригородного называют дальним.