Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 43

Планирование пассажирских перевозок существенно отличается от планирования грузовых. Если основой планирования перевозок грузов является объем отправления в тоннах, то в пассажирском движении планируемый рост числа мест в домах отдыха, санаториях, в курортной зоне можно рассматривать лишь как один из факторов, образующих пассажиропоток.

Годовые планы перевозок в настоящее время составляют на основе анализа отчетных данных за прошедший год и ожидаемых размеров перевозок.   При   этом   изучению   и анализу подвергаются темпы прироста пассажирских перевозок по видам сообщений и отдельным направлениям.

Анализ отчетных данных совместно с изучением влияния основных факторов определяет величину пассажиропотока. К их числу относятся: подвижность населения; развитие промышленности и сельского хозяйства; изменения в размещении производительных сил страны; сеть курортов, санаториев, домов отдыха; развитие других видов транспорта и туризма; расширение международных сообщений; изменение технического оснащения существующих железных дорог и строительство новых.

Существенную роль в определении предстоящего объема работы по пассажирским перевозкам играют специальные обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям, позволяющие в сочетании с экономическим обследованием наиболее полно учесть их особенности.

Структура пассажиропотока, платежеспособность различных групп населения, обеспечение заданной провозной способности пассажирских поездов требуют содержания в парке вагонов различных категорий (общих, плацкартных, купейных, мягких), отличающихся уровнем предоставляемых удобств. Соответственно в состав поезда необходимо включать вагоны различных категорий в зависимости от характера и структуры пассажиропотока, в том числе вагоны с купе-буфетом, если продолжительность следования поезда не превышает суток; при большем времени следования в составе поезда должен быть вагон-ресторан.

Тарифы на перевозки должны изменяться при существенном повышении удобств проезда за счет новых более комфортабельных вагонов, строительства вокзалов, платформ и других сооружений, насыщения техникой пассажирского хозяйства, внедрение которой позволяет повысить уровень организации перевозочного процесса.

На железных дорогах в основу организации движения пассажирских поездов положен принцип «парности», хотя из-за неравномерности перевозок пассажиров по направлениям движения это снижает рентабельность транспорта.

Постоянство обращения пассажирских поездов дает возможность закрепить парки и пути не только за определенными видами работ, но и за конкретными номерами поездов на весь период действия графика, поэтому система планирования работы пассажирских станций существенно отличается от грузовых. На пассажирских станциях, кроме суточных и сменных планов работы, составляется суточный план-график движения поездов.

Пассажирские станции и вокзалы работают по заранее составленным технологическим процессам, предусматривающим наилучшие условия для пассажиров, рациональное использование техники и рабочей силы. В зависимости от расчетной вместимости вокзалы делят на малые (25 – 200 пассажиров), средние (201 – 700), большие (701 – 1500 пассажиров) и особо большие (свыше 2000 пассажиров).

Пассажирская станция, вокзал и привокзальная площадь проектируются как единый комплекс устройств, предназначенных для обслуживания пассажиров, удобного и безопасного их движения. При этом размещение новых вокзалов увязывается с планировкой города и развитием постоянных устройств, используемых для пассажирских перевозок. Со временем изменяются условия функционирования перевозок и требования к их проектированию. Например, из-за удаленности первых вокзалов от города при редком движении поездов и средств городского транспорта вокзальный комплекс должен был обеспечивать условия для длительного пребывания в нем пассажиров. Главными помещениями вокзала были зал ожидания и ресторан. С увеличением интенсивности движения сократились интервалы между поездами и среднее пребывание на вокзале за счет сокращения времени на ожидание. Зал ожидания потерял свое первоначальное значение, а главными помещениями стали вестибюль с кассами и зоны, расположенные ближе к выходам на платформы.