Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 54

Оборудование постоянной билетной кассы рекомендуется применять на особо крупных предприятиях, которые выделяют помещение, оснащают его связью с пунктом распределения мест, обеспечивают сохранность материальных ценностей. Производительность труда билетного кассира при этом должна быть не менее 150 приведенных билетов за восьмичасовую смену. Для обеспечения достаточной загрузки билетного кассира можно предусмотреть обслуживание в этой же кассе других близлежащих предприятий, целесообразно также открывать постоянные кассы на ряде предприятий с работой в каждой из них одного билетного кассира по дням недели.

Возможна также организация обслуживания предприятий передвижной билетной кассой. В этом случае для обслуживания предприятий выделяется автомашина, оборудованная связью с бюро по распределению мест. Устанавливается почасовой график обслуживания каждого предприятия. Билетный кассир в автомашине осуществляет продажу билетов, прием заказов, в том числе принятых по телефону.

В ряде случаев на предприятиях целесообразно осуществлять прием заказов и выдачу оформленных заказов работником предприятия. Особенность этого метода заключается в том, что железная дорога заключает договор полной индивидуальной материальной ответственности с предприятием. На предприятии выделяется работник, осуществляющий прием заказов, доставку их в билетную кассу железнодорожной станции (при наличии связи с вокзалом заказы передаются по телефону). Обработанные конверты-заказы билетный кассир железнодорожной станции (вокзала) по ведомости вручает агенту предприятия, который доставляет их на предприятие, осуществляет расчет с пассажирами и в тот же день полученные деньги возвращает билетному кассиру железной дороги (либо, имея специальный фонд, агент предприятия рассчитывается при получении за все обработанные конверты-заказы).

Работник предприятия может быть принят и в штат вокзала (станции) по совместительству, на работу с неполным рабочим днем и т.д. В этом случае установленным порядком ему выдается запас билетов, и он оформляет билеты.

Специализированная профессиональная подготовка кассиров повышает культуру обслуживания и оказывает влияние на внедрение новых технологий. Профессиональный уровень кассиров непосредственно влияет на его производительность. Средняя производительность билетного кассира в предварительных кассах составляет не менее 30 оформленных документов в час, в суточных-36.

Производительность кассиров, оформляющих за смену от 500 до 600 билетов, считается наивысшей от 400 до 500 – с высоким уровнем, от 200 до 400 – со средним и от 200 до 300 – ниже среднего уровня.

В настоящее время начинает развиваться безлюдная технология продажи билетов дальнего следования, которая позволит пассажиру самостоятельно бронировать места на нужный ему поезд. С помощью телевизионной информационной справочной системы пассажир получает на экране дисплея справку о наличии мест в разных вагонах состава выбранного им поезда, самостоятельно бронирует места и записывает номер сделанного заказа. В специально выделенной кассе пассажир сообщает кассиру номер своего заказа и получает оплаченный билет. При такой технологии оформления билетов кассиру не приходится подбирать места в нужные пассажиру поезд и тип вагона, а именно это занимает большую часть времени при обслуживании пассажира.

Продажа билетов почтовым переводом. Заказ на билеты заполняется на бланке для перевода в разделе «Для письменного сообщения». В заказе указывается: дата выезда, номер поезда, станция назначения, число билетов (полных, детских), категория вагона. При заказе билетов на обратный выезд указываются те же данные, что и при заказе билетов «туда». Почтовый перевод должен быть отправлен за 10 – 45 сут до дня отправления поезда.

Заказы выполняются в день получения перевода и отправляются ценными письмами на почтовое отделение связи по месту жительства (необходимо указать индекс почтового отделения и номер телефона). Адресатам доставляются ценные письма или извещения на получение ценных писем.