Продажа в крупных городах билетов на поезда дальнего следования в транспортных агентствах, центральных бюро, по заявкам с доставкой на дом на предприятиях и в учреждениях, санаториях и домах отдыха, в поездах, продажа на пригородные поезда сезонных проездных билетов, билетов выходного дня, внедрение системы «Экспресс» способствовали появлению новой категории пассажиров, которая приобретает билет заранее и практически не пользуется помещениями вокзала, приходя непосредственно на перрон к отправлению поезда. Поэтому модернизация вокзалов должна осуществляться за счет сокращения площадей для ожидания и создания максимальных удобств на платформах, в переходах и т.д.
Управление пассажирскими перевозками осуществляется по отраслевому принципу. Общее руководство организацией пассажирских перевозок на сети дорог осуществляет МПС, в состав которого входит Главное пассажирское управление МПС (ЦЛ), в пределах дороги - пассажирская служба (Л), на отделении дороги - пассажирский отдел (НОДЛ). Пассажирские службы и отделы организуют работу непосредственно линейных предприятий - пассажирских станций и вокзалов.
Эти подразделения разрабатывают планы пассажирских перевозок, устанавливают размеры движения, составляют расписания движения пассажирских поездов, организуют продажу билетов, оперативно регулируют движение пассажирских поездов, определяют потребность в пассажирском вагонном парке, реконструкции и строительстве вокзалов, пассажирских обустройств.
Руководство по содержанию и обслуживанию вагонов в пути следования возложено на Главное пассажирское управление МПС и пассажирские службы дорог, а в пригородном движении – на локомотивный главк (ЦТ). В обеспечении пассажирских перевозок принимают участие все главные управления и управления МПС. Выполнение графика движения пассажирских поездов обеспечивает Главное управление перевозок (ЦД)
В ближайшей перспективе основными направлениями развития пассажирских перевозок, обеспечивающими их эффективность и качество, являются оптимальное планирование эксплуатационной работы по пассажирским перевозкам, четкое выполнение графика движения пассажирских поездов, совершенствование форм и методов продажи билетов, повышение уровня пассажирского сервиса и развитие материально-технической базы пассажирского хозяйства.
К основным устройствам и сооружениям, обеспечивающим выполнение операции по перевозкам пассажиров, относятся вокзал, пассажирские и багажные платформы, приемоотправочные пути, пешеходные мосты, тоннельные переходы.
Вокзалы (пассажирские здания) в зависимости от назначения устраивают для обслуживания пассажиров дальнего и местного сообщения, всех сообщений (смешанные), нескольких видов транспорта (объединенные).
Классность вокзала определяется по балльной системе. К внеклассным относятся вокзалы, имеющие более 50 баллов; первого класса – 30 – 50 баллов; второго – 15 – 30 баллов; третьего – 4 – 14 балла. Количество баллов устанавливается в зависимости от объема работы и площади вокзальных помещений. За 100 отправленных пассажиров в сутки в прямом и местном сообщениях, включая транзит, установлен 1 балл; в пригородном – 0,05 балла; за 100 м2 площади вокзала помещений установлено 0,2 балла.
Различают расположение вокзалов относительно приемоотправочных путей: боковое – вокзал расположен сбоку от приемо-отправочных путей; островное – вокзал расположен между перронными путями; поперечное – вокзал находится поперек тупиковых приемо-отправочных путей; комбинированное – часть вокзала расположена сбоку, а другая – поперек перронных путей.
В зависимости от назначения помещения вокзала бывают:
· операционные (вестибюль, справочное бюро, кассовый зал, помещение для приема и выдачи багажа и ручной клади, почта, телеграф);
· ожидания и культурно-бытового обслуживания пассажиров (залы ожидания, зал-ресторан, буфеты, комната матери и ребенка, комнаты длительного отдыха, парикмахерские и т.д.);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.