Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 53

Уровень автоматизации наиболее трудоемких билетно-кассовых операций в дальнем следовании (прямое и местное сообщение) за счет внедрения системы «Экспресс-2» превышает 30% и постоянно возрастает. В пригородном сообщении технология продажи билетов сравнительно проста и легко поддается механизации и автоматизации при малых затратах ручного труда; уровень механизации и автоматизации составляет до 80-90%.

Системы продажи проездных документов. В системе продажи проездных документов в дальнем следовании на вокзале выделяют основные и дополнительные виды технологии.

К основным относятся:

·  продажа билетов в суточных кассах автоматизированным способом с использованием АСУ «Экспресс-2»; полуавтоматизированными способами с использованием диспетчерского терминала АСУ «Экспресс-2»; ручным способом с использованием аппаратуры «Билет-2» и «Магистраль» по централизованному руководству продажи билетов ручным способом;

·  продажа билетов на проходящие поезда по ходу следования поезда на автоматизированных участках, подключенных к АСУ «Экспресс-2»; в случае подключения станций к участку с централизованным руководством продажи билетов.

К дополнительным относятся: предварительная продажа билетов; продажа билетов для организованных туристических групп; продажа билетов с прямой плацкартой; продажа билетов обратных; продажа билетов по заказам; оформление билетов в поездах; выездное оформление билетов (на предприятиях, в домах отдыха и т. д.); продажа билетов почтовым переводом.

Основные виды технологического процесса перевозок пассажиров отражаются в расходах станции по перевозкам, дополнительные - относятся к технологиям предоставления непрофильных услуг. Они составляют основу для получения местных доходов станций за пассажирские перевозки.

За реализацию дополнительных технологий, расширяющих сферу предоставления услуг пассажирам и создающих дополнительные удобства приобретения билетов, взимается комиссионный сбор. Средства от комиссионного сбора входят в местные доходы. Для отдельных лиц (депутатов, почетных железнодорожников и др.), указанных в правилах перевозок пассажиров, дополнительные услуги предоставляются бесплатно. Расходы по дополнительным технологиям относятся на подсобно-вспомогательную деятельность в большей степени за счет местных доходов станций.

В пригородном сообщении выделяют следующие технологии продажи билетов: по безлюдной технологии (бескассовое обслуживание) с использованием автоматов по выдаче билетов и разменных автоматов; в пригородных кассах (автоматизированным, механизированным способом или вручную); сезонных и месячных билетов.

Все виды технологий по продаже билетов в пригородном сообщении являются основными.

Организация продажи железнодорожных билетов непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях экономит время населения для приобретения проездных документов. Одновременно выездная продажа позволяет сократить очереди на самих вокзалах. Организация выездной продажи повышает доходность, расширяет ассортимент платных услуг. Технология выездного оформления билетов складывается из приема заказов на билеты в кассе предприятия, обработки заказов в кассах вокзала, доставки и выдачи билетов. Существуют различные варианты такой организации продажи билетов.

Широкое распространение на сети получил передовой опыт вокзала станции Рыбинск-Пассажирский, когда агент предприятия осуществляет прием заказов. В установленное время конверты-заказы агент передает приезжающему на предприятие шоферу-доставщику, который в определенные дни привозит обработанные заказы на предприятие. Агент предприятия имеет специальный фонд для расчетов за оформленные проездные документы. Шофер-доставщик получает сумму, указанную в ведомости, принимает новые конверты-заказы, и далее цикл повторяется. Для развития этого метода целесообразно принятые заказы передавать по телефону в бюро по распределению мест. Шофер-доставщик доставляет обработанные конверты с проездными документами на предприятия, получает по ведомости деньги на все заказы, едет по графику на следующее предприятие и т.д.