Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 47

На зонных станциях со значительным пассажиропотоком требуется соответствующее число касс или автоматов по продаже пригородных билетов. Пассажиры, следующие в направлении головной станции участка, могут следовать проходящими поездами и отправляемыми непосредственно с зонной станции. В связи с этим важно обеспечить четкую информацию пассажиров и безопасность перехода с платформы на платформу.

Для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций специалистами разработана система «Экспресс 2» являющаяся децентрализованной распределенной вычислительной сетью коллективного пользования. Система осуществляет массовое обслуживание пассажиров в реальном масштабе времени и выдает различные формы финансовой и статистической отчетности. Объединение нескольких систем позволяет образовать в перспективе общую автоматизированную систему управления продажей билетов и пассажирскими перевозками в целом.

Система обеспечивает: типизацию технических и технологических решений, применение на любом полигоне сети, взаимодействие с аналогичными системами, использование многовариантного заказа.

Система «Экспресс-2» реализует следующие виды работ: оформление проездных документов в прямом и обратном сообщениях; оформление поездок с пересадками в пути следования; оформление проездных документов на прямую плацкарту; возврат неиспользованных проездных документов; гашение испорченных проездных документов; оформление проездных документов в бюро заказов но телефону; отчет кассира за смену; предварительное бронирование мест; оперативный ввод с терминала; получение суточной и месячной финансовой отчетности; получение информации о реализации мест в системе; получение справок о работе системы.

Основными техническими и технологическими параметрами, характеризующими работу системы, являются: производительность системы – до 50 заказов/с; число обслуживаемых билетных касс – до 2000; время обслуживания одного пассажира – 50 – 60 с; время ожидания ответа - не более 10 с; период резервирования – до 63 сут; число обслуживаемых поездов - до 600 (с учетом хранения мест), до 2600 (без учета хранения мест); число обслуживаемых маршрутов следования прицепных и беспересадочных вагонов в одном поезде-до 16; максимальное число станций, обслуживаемых системой, по пути одного поезда-до 250; число возможных вариантов поездки в одном заказе – до 6; число разных видов брони – 24; число видов работ – 100; сеть связи – телефонные каналы и физические линии; скорость – от 50 до 9600 бит/с.

Система «Экспресс-2» включает двухмашинные вычислительные комплексы на базе ВК-2М45, оборудование телеобработки данных, состоящее из мультиплексоров передачи данных ЕС-8410, модемов ЕС-8006 и терминальное оборудование, взаимодействующее с вычислительным комплексом по каналам связи и физическим линиям. Она рассчитана на круглосуточную работу. Коэффициент готовности оборудования вычислительных комплексов не менее 0,99. Система «Экспресс-2» повышает производительность труда билетных кассиров, сокращает очереди у касс, на 4 – 5% улучшает использование мест в поездах. Одна система высвобождает в год около 50 млн. пасс-ч общественного времени.

Общее время обслуживания пассажира составляет 55 с. При этом каждая отдельная операция занимает 5 – 17 с. В случае оформления воинских проездных документов необходима дополнительная операция, что приводит к увеличению общего времени на 8 с. Гашение невыкупленного проездного документа выполняется за 50 с, возврат билета – за 107 с.

В системе «Экспресс-2» выдаются все существующие виды проездных документов согласно Тарифному руководству 5.

Каждый бланк проездного документа является документом строгой отчетности, имеет свою серию и порядковый номер. Проездной документ имеет лицевую и оборотную стороны, на нем сделана типографская разметка, указаны серия и номер бланка проездного документа, буквы «ЭВЦ», название «проездной документ».