Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 46

·  разделение парка на несколько групп путей и прикрепление их за отдельными примыкающими направлениями; применяется при нескольких подходах;

·  закрепление групп путей по видам сообщений (дальнее, местное и пригородное). В этом случае существенное влияние оказывает место расположения пассажирской технической станции.

При первых двух вариантах специализации пути каждой группы используются для отдельных категорий поездов и дополнительно (внутри каждой группы) распределяются по видам сообщений. Специализация путей по видам сообщений дает возможность дальним, местным и пригородным пассажирам легко ориентироваться при посадке, создает поточность их движения, что особенно важно при значительных размерах пригородных перевозок, а также сокращает операции по перестановке составов с путей приема на пути отправления.

При зонном движении пригородных поездов приемо-отправочные пути специализируются по зонам, так как это предоставляет дополнительные удобства пассажирам. Если пассажирская техническая станция расположена между главными путями основного направления последовательно с пассажирской станцией, то внутренние пути парка приема необходимо выделять для обслуживания поездов, заканчивающих на станции рейс. Это позволит сократить время занятия станционных горловин отправляемыми и принимаемыми поездами.

Организация посадки и высадки пассажиров предусматривает: выполнение основных операций по отправлению и прибытии пассажиров; исключение встречных и пересекающихся основных пассажиропотоков; короткие и удобные переходы с привокзальной площади и обратно; изоляцию путей следования пассажиров от направления транспортировки багажа и почты.

На крупных вокзалах разделяют потоки прибывающих и отправляющихся пассажиров, а также потоки дальнего и пригородного сообщений, что достигается соответствующим расположением остановок городского транспорта, кассовых залов, справочных бюро и залов ожидания и устройств специальных проходов для пригородных пассажиров.

Подача состава под посадку на станциях формирования или оборота составов осуществляется заблаговременно в зависимости от свободности приемо-отправочных путей, но не позже чем за 30 мин до отправления поезда.

При отсутствии на станции пешеходных мостов и тоннелей и проходе пассажиров через путь, на котором находится состав пассажирского поезда, диктор вокзала предупреждает проводников о необходимости открыть двери  вагонов и оказать помощь пассажирам при проходе их через тамбур вагонов. Диктор также периодически информирует пассажиров и работников вокзала о маршрутах следования пассажиров и о мерах личной безопасности.

Посадка пассажиров в транзитные поезда с кратковременными стоянками организуется таким образом, чтобы пассажиры заранее знали места остановок вагонов поезда у платформы. В отдельных случаях пассажиры поезда могут садиться в эти поезда в любой вагон и пройти по составу в соответствующие приобретенным билетам вагоны. В зависимости от места расположения путей общее время занятия пути посадкой и высадкой пассажиров вагонов моторных секций составляет, как правило, 10 – 15 мин.

На вокзалах тупиковых станций с расположением путей по схеме путь-платформа-путь высадка пассажиров на платформу из вагонов моторных секций с автоматическими дверями целесообразна с одной стороны прибывшего поезда, а посадка после освобождения состава-с другой.

Пригородные поезда, как правило, отправляются с одних и тех же путей. При посадке на пригородный поезд передается радиоинформация с указанием конечной станции следования поезда, времени отправления, номера платформы отправления поезда и пунктов его остановки.

Работников вокзала и граждан, встречающих пассажиров, заблаговременно оповещают о времени прибытия поезда, номере пути и платформы, информируют прибывших пассажиров о проходе от поезда в помещение вокзала, в камеру хранения, багажное отделение и выходе в город.