Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 49

·  электронная справочная установка, предназначенная для оптической визуальной информации билетных кассиров и агентов справочного бюро;

·  автоматическая справочная установка АСУ-3, предназначенная для выдачи справок по вопросам проезда в пассажирских поездах, на городском транспорте, а также для использования в справочно-информационной службе различных предприятий;

·  указатели расположения помещений на вокзале, планы вокзала, схемы железнодорожных сообщений и маршрутов следования поездов, расписания движения, вывески с наименованием служебных и бытовых помещений, телемеханическими указателями отправления поездов, вращающиеся информационные стенды.

Справочные бюро вокзалов выдают пассажирам устные справки при обращении пассажиров в служебный киоск по телефону, через кнопочно – вызывные устройства прямой внутривокзальной связи и телевизионные установки. По радио пассажиров информируют со времени прибытия и отправления поездов, о порядке работы основных подразделений вокзала, правилах перевозки пассажиров и багажа, правилах техники безопасности. Передаются также служебная информация и некоторые объявления по просьбе пассажиров.

В крупных городах организуются Центральные справочные бюро. Например, Центральное справочное бюро Московского железнодорожного узла объединяет телефонные справочные всех девяти вокзалов и пригородной зоны и позволяет выдавать по телефону всевозможные справки по всем вопросам пользования железнодорожным и другими видами транспорта. О прибывающем поезде передается информация - дальняя, ближняя и текущая за 10 и 5 мин до его прибытия на станцию. В случае опоздания пассажирского поезда информация о времени его опоздания передается заблаговременно и периодически повторяется.

В своей работе диктор пользуется расписанием движения поездов, ведомостью занятия станционных путей и специальной картотекой, в которой карточки размещены по периодам нарастания времени с 24 ч отдельно по пригородным и дальним поездам. Для автоматизации передачи информации об отправлении и прибытии поездов может применяться станционный автоматический диктор. Правильность работы этого устройства контролируется совпадением заданного для объявления времени с занятостью пути, с которого должен отправляться поезд. При нарушении расписания отправления поездов диктор вокзала имеет возможность корректировать программу объявлений со специального пульта.

Для передачи информации по радио используются магнитофоны с записью постоянных текстов о работе основных подразделений вокзала, о правилах перевозок пассажиров и т.п. Система радиосвязи должна иметь устройства переключения для раздельной передачи объявлений пассажирам пригородного сообщения и дальнего следования. Примером организации обслуживания пассажиров может служить Белорусский вокзал столицы, на который прибывают поезда международного сообщения из Берлина, Варшавы, Парижа, Вюнсдорфа, Праги и внутреннего сообщения из Бреста, Вильнюса, Гомеля, Калининграда, Каунаса, Минска, Могилева и других городов западной части СНГ. После завершения реконструкции вокзал стал вмещать одновременно 5,5 тыс. пассажиров. Что бы резко сократить время пребывания пассажира на вокзале, на станции удлинены пути, платформы, усилены другие технические средства, что позволило формировать составы дальних поездов из 24 вагонов, а пригородных электропоездов – и з 12 вагонов. Вместимость и тех и других увеличилась в среднем на 25%.

Все билетные кассы оснащены терминалами автоматизированной системы «Экспресс-2», число действующих билетных касс и режим их работы определены исходя из изменения пассажиропотока по периодам суток. Технологией предусмотрены также оперативные меры вызова кассиров для замены тех, кто по уважительным причинам на работе отсутствует. На вокзале можно приобрести билеты на поезда, отправляющиеся со всех вокзалов Москвы.