Для оперативного диспетчерского управления железнодорожная сеть разбита на дороги -на дорожные диспетчерские круги; отделения дороги - на диспетчерские круги (участка и узла); крупные станции - на сортировочные системы и парки.
В Главном управлении перевозок оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью дорог осуществляется из АДЦУ*, который входит в состав Оперативного управления. Начальник Оперативного управления имеет заместителей по оперативной и технической работе, по планированию. Ревизоры-диспетчеры (ЦДГП) непосредственно и непрерывно контролируют и координируют эксплуатационную работу подразделений дорог, входящих в данное сетевое направление. Общее оперативное руководство работой дорог обеспечивает главный диспетчер МПС.
В службах перевозок дорог эксплуатационной работой оперативно управляет диспетчерский аппарат оперативно-распорядительного отдела. Его возглавляют начальник отдела (ДГ), заместители и сменные заместители (ДГПС), которые руководят сменами дорожных диспетчеров (ДГП)-дежурных помощников начальника оперативно-распорядительного отдела, дорожным локомотивным диспетчером и диспетчером-вагонораспределителем. Каждый из дорожных диспетчеров отвечает за оперативную работу групп отделений дороги или дорожного направления с примыкающими железнодорожными линиями, которые объединены в его диспетчерский круг. В зависимости от специфики работы на отдельных дорогах введены должности дорожных диспетчеров, управляющих перевозками важных для данного режима грузов (нефть, уголь, зерно и т.п.).
В отделениях дорог смены возглавляют дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ). На отделениях с большой местной работой в состав смен могут входить диспетчеры-вагонораспределители (ДНЦВ).
На станциях с большим объемом эксплуатационной работы всеми операциями с вагонами и поездами в каждой смене оперативно руководят маневровые (станционные) диспетчеры, на остальных станциях - дежурные по станциям. Каждая станция подчиняется одному поездному диспетчеру. В локомотивных депо, в ПТО вагонов, энергоучастках, дистанциях пути, сигнализации и связи и в других подразделениях диспетчерские функции по вопросам, связанным с движением поездов, выполняют сменные дежурные или диспетчеры.
На уровне Главного управления перевозок МПС диспетчерский аппарат решает задачи планирования и регулирования перевозочного процесса сети, отдельных ее районов, направлений и дорог. Главная роль в оперативном управлении перевозочным процессом принадлежит центральному диспетчерскому аппарату оперативно-распорядительного отдела Оперативного управления.
Оперативно-распорядительный отдел организует выполнение планов перевозок дорогами, входящими в район, контролирует выполнение графика движения, плана формирования поездов, технических норм эксплуатационной работы, регулировочных заданий и размеров передачи вагонов и локомотивов по стыковым пунктам, заданий по маршрутизации перевозок с мест погрузки, а также приказов, указаний и мероприятий МПС повышению эффективности перевозочного процесса, обеспечению безопасности движения поездов, следит за использованием вагонов резерва МПС, рассматривает и согласовывает суточные и сменные планы эксплуатационной работы дорог.
Для совершенствования технологии управления поездной работой и системы диспетчерского руководства в Главном управлении перевозок создан АДЦУ МПС на базе применения средств вычислительной техники. В состав единой диспетчерской смены входят: главный диспетчер МПС, главный локомотивный диспетчер, главный вагонораспределитель, ревизоры-диспетчеры по группам дорог (сетевым направлениям). Функционирование АДЦУ МПС позволяет автоматизировать сбор основного объема информации о поездной работе и создает условия для обеспечения выработки реальных управляющих воздействий со стороны диспетчерского аппарата в оперативном режиме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.