Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 36

Контроль выполнения местной работы на отделении возложен на диспетчера-вагонораспределителя. В ходе работы он систематически по 3- 6-часовым периодам собирает сведения о поступлении местного груза на станции отделения, образовании после выгрузки порожних по типу и годности вагонов на станциях, пропуске поездов по участкам и узлам с местным для отделения грузом, ходе выполнения плана погрузки, выгрузки. Совместно с дежурным по отделению и поездными диспетчерами диспетчер-вагонораспределитель разрабатывает мероприятия по выполнению регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов и маршрутизации погрузки.

На электрифицированных участках наблюдением за нагрузкой устройств электроснабжения, напряжением в контактной сети и регулированием их мощности занимается энергодиспетчер (ЭДЦ). Любое планирование ремонтно-строительных работ на железнодорожных линиях участков поездной диспетчер согласовывает с энергодиспетчером. ЭДЦ управляет работой тяговых подстанций, осмотром и ремонтом контактной сети.

Для реализации диспетчерского руководства на отделениях дорог используется большой комплекс технических средств. Поездная диспетчерская связь на отделении дороги обеспечивает связь каждого поездного диспетчера со всеми станциями и депо его участка. В нее включаются телефонные аппараты дежурных по станциям, операторов, дежурных по локомотивным депо, тяговым подстанциям, пунктам смены локомотивных бригад, локомотивных и энергодиспетчеров. Временно в провода поездной диспетчерской связи могут включаться переносные телефонные аппараты поездных бригад (при остановке поездов на перегонах), начальников восстановительных поездов и руководителей работ на перегонах. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, в поездную диспетчерскую связь включаются телефонные аппараты, установленные на входных и выходных светофорах. Эти аппараты служат для вызова диспетчера работниками, осуществляющими маневры. Кроме того, через специальные соединительные устройства к цепи диспетчерской связи по желанию диспетчера можно подключать телефонные аппараты, установленные на квартирах начальников станций и электромехаников. Проводная диспетчерская связь дополняется поездной радиосвязью. По этой связи есть возможность ведения переговоров диспетчеров с машинистами поездных локомотивов, машинистов между собой и с дежурными по станции.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, устройства автоматической блокировки и электрической централизации стрелок и сигналов дополняются аппаратурой, дающей возможность поездному диспетчеру управлять стрелками и сигналами всех промежуточных станций участка, контролировать состояние главных путей перегонов и приемо-отправочных путей на станциях, а также автоматически вести график исполненного движения. Диспетчер имеет возможность переводом соответствующих рукояток или нажатием кнопок передавать управление стрелками и сигналами составительским бригадам или машинистам непосредственно на станции. На участках с автоматической блокировкой применяются устройства диспетчерского контроля, позволяющие диспетчеру контролировать свободность перегонов и приемо-отправочных путей станций и следить за местонахождением поездов на участке.

Для облегчения работы диспетчеров и сокращения времени на записи приказов и распоряжений, а также докладов об их восприятии и выполнении широкое применение нашли магнитофонные установки и специальные штампы с готовыми текстами основных приказов.

На рабочих местах диспетчерского аппарата отделений устанавливают дисплеи и печатающие устройства, которые обеспечивают вывод оперативных информационных листов о состоянии станций, подходе поездов, характеристиках поездов и т.п. Для связи с дорожными узловыми вычислительными центрами в отделениях дороги организованы пункты информации. ВНИИЖТом разработана комплексная система автоматизированного управления движением поездов (КСАУДП), предназначенная для автоматического выполнения основных функций поездного диспетчера с целью оптимального регулирования движения поездов. КСАУДП обеспечивает сбор информации о движении поездов, оперативно планирует поездную работу и устанавливает маршруты для пропуска поездов по участку с диспетчерской централизацией.