Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 37

37.5. Совершенствование структуры оперативного руководства перевозочным процессом

Совершенствование системы управления перевозками, проводимое на сети железных дорог, определено созданием на базе современных ЭВМ автоматизированных центров диспетчерского управления региональными полигонами сети, железнодорожными узлами и сетью в целом. Эффективное решение этой проблемы, осуществляемое на ряде железных дорог, приводит в соответствие, во-первых, систему управления эксплуатационной работой с новой технологией эксплуатации локомотивов на укрупненных участках (полигонах) обращения и, во-вторых, возможности современной техники, автоматики и ЭВМ с возможностями внедряемой системы управления перевозками в условиях перехода экономики к рыночным отношениям. При этом информационное обеспечение центров управления в значительной  степени   автоматизируется за счет съема информации со станционных и перегонных систем телесигнализации и обработки ее на ЭВМ. На этой основе создана устойчивая и достоверная база данных, соответствующая реальному размещению поездов, локомотивов и вагонов на станциях и перегонах. Это обеспечивает эффективный взаимный информационный, технологический и экономический контроль между дорогами разных республик.

Структурное построение новой системы диспетчеризации оперативного управления перевозками на сети железных дорог включает три уровня диспетчерского руководства процессами: верхний автоматизированный диспетчерский центр управления решает глобальные задачи управления сетью; дорожный автоматизированный диспетчерский центр управления решает задачи интегрированного оперативного руководства перевозками на региональном полигоне управления, оптимизации их выполнения; узловой автоматизированный диспетчерский центр управления (УАДЦУ)- решает задачи организации начальных и конечных операций с поездами, погрузки и выгрузки вагонов, правильного использования поездных и маневровых локомотивов.

ДАДЦУ предназначен для интегрированного оперативного руководства эксплуатационной работой на полигоне дороги, оптимизации работы участков и узлов, координации работы поездных диспетчеров соседних участков, диспетчеров по местной работе и использованию локомотивов, диспетчеров технических служб и работников диспетчерского аппарата всех районов управления. При внедрении централизованной системы управления существенно меняется структура функций, выполняемых оперативно-диспетчерским персоналом ДАДЦУ. Для этого весь оперативный диспетчерский аппарат отделенческого уровня переведен в центр управления дороги.

Полигон железной дороги при функционировании ДАДЦУ делится на районы управления. В одном ДАДЦУ возможно объединение трех-семи районов. Районом управления (РУ) называется структурно-технологическое подразделение ДАДЦУ, имеющее собственный технологически связанный полигон управления, единый комплекс технических средств, объединенный общими целями управления оперативно-диспетчерский персонал и интегрированное информационное обеспечение.

Общая структура включает комплекс технических устройств отображения информации о ходе поездной работы на полигоне каждого района управления и дороги в целом, штат оперативных работников, комплекс технических средств, обеспечивающих работу системы, комплекс математического обеспечения.

Руководство процессами перевозок в районе управления осуществляют: поездные диспетчеры ДАДЦУ (ДГЦ), диспетчеры по организации местной работы РУ (ДГМЦ), по эксплуатации локомотивов (ДГТЦ). Координирует и согласовывает работу диспетчерской смены старший диспетчер РУ (ДГЦС). Общее руководство всех районов управления на дороге осуществляет главный диспетчер центра (ДГТ).