Комплексное усиление пропускной и провозной способности железных дорог. Основные принципы организации и управления пассажирскими перевозками. Пригородные пассажирские перевозки, страница 38

Функциональный состав ДАДЦУ включает следующий набор задач по информационному обеспечению и принятию решений: планирование и организация движения поездов на направлениях и в узлах; контроль за движением поездов по перегонам и станциям; регулирование движения поездов на участках; организация поездов с местным грузом. Для решения указанных задач установлены следующие виды работ: обмен информацией о подходе поездов, составе поезда, наличии местного груза, о локомотивной бригаде; планирование поездной ситуации на участке, пропуск поездов по участку, обмен информацией со станциями участка по проследованию, прибытию и отправлению поездов; регулирование движением поездов и разработка мер по вводу их в график при опоздании; разработка регулировочных мероприятий и их реализация при руководстве движением поездов на участке в условиях наличия отказов подвижного состава и технических средств.

Руководство работой участков, направлений и узлов осуществляется в границах каждого района управления поездными диспетчерами, численность которых рассчитывается в зависимости от протяженности района управления, уровня заполнения пропускной способности и других факторов (обычно шесть-восемь поездных диспетчеров).

Поездной диспетчер ДАДЦУ выполняет как распорядительные, так и исполнительские функции. К основным распорядительным функциям относится организация пропуска поездов, работы локомотивов и бригад и местной работы. Реализуются они через решение следующих задач: задание маршрутов, информирование диспетчера, разработка условий пропуска поездов по участку, автоматическое и ручное ведение графика исполненного движения поездов. К распорядительной относится также функция организации движения поездов в период предоставления «окна», выполнение которой обеспечивается разработкой фрагментов вариантных графиков. В состав исполнительских функций, выполняемых ДГЦ, входят: прием и сдача дежурства, оценка поездного положения и планирование пропуска поездов, ведение журнала диспетчерских приказов и исполнение указаний ДГЦС и ДГГ по организации поездной и грузовой работы на участке. Поездное положение на участке ДГЦ оценивает, используя информацию, получаемую с устройств диспетчерского контроля (ДК), а также переговоры с дежурными по станциям и диспетчерами служб обеспечения. Осуществляется сравнительная оценка поездного положения с действующим графиком движения, и с помощью переговоров с исполнителями (машинистами и дежурными) контролируется ход местной работы.

Руководство работой локомотивного парка по районам управления выполняется с учетом участков обращения, видов тяги, депо приписки локомотивов. Из дорожного ДАДЦУ осуществляется обеспечение работы полигонов дороги локомотивами и локомотивными бригадами, контроль за использованием локомотивов, рабочего времени локомотивных бригад, а также оперативное регулирование дислокации локомотивного парка на полигоне дороги. Локомотивный диспетчер ДАДЦУ выполняет исполнительские функции, большая часть которых, таких как слежение за наличием локомотивов и локомотивных бригад, за их использованием, относится к контрольным. К остальным функциям, выполняемым ДГТЦ, отнесены планирование и согласование с ДГЦ и ДГЦС порядка прикрепления локомотивов и бригад к ниткам графика, замена неисправных локомотивов и неработоспособных бригад.

Выполнение функций по организации местной работы на управляемом полигоне возложено на ДГМЦ. Он собирает сведения о планируемом поступлении вагонов с местным грузом на станции и о наличии погрузочных ресурсов на полигоне, получает и анализирует заявки на погрузку со станций района управления, планирует работу поездов с местными вагонами и очередность развоза и подачи местных вагонов, согласовывает с ДГЦ участков график продвижения сборных и вывозных поездов. Станции уведомляются о подходе местных вагонов. Диспетчер корректирует план погрузки в соответствии с заявками на погрузку и наличием погрузочных ресурсов, контролирует постановку на ремонт неисправных вагонов, выход их из ремонта и дальнейшее использование, планирует регулировку порожних вагонов на внешние стыки дороги и для погрузки маршрутов. На ДГМЦ возложены также обязанности по взаимодействию с транспортными цехами предприятий, ППЖТ и МЧ.