Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия

Страницы работы

Содержание работы

20.01.98

1.  Итальянская натурфилософия

Собственно в Философии в новое время имело место несколько периодов, и разные группы мыслителей находились попеременно в авангарде философских размышлений. Поначалу почему‑то выдвинулись именно итальянцы; потом они исчезли, и в дальнейшем развитии европейской философии особой роли не играли.

1.1  Теле,зио

Telesio. Это не главная фигура, но упомянуть о нем надо. Он впервые в полный голос заявил свою гносеологическую позицию, что источником истинного знания являются органы внешних чувств (сенсуализм); поэтому он отверг утверждение, что источником истинного знания является чистый разум. Разум, в лучшем случае, может помочь органам внешних чувств и проверить их, но быть источником истинного знания быть не может.

Такое утверждение, ни много, ни мало, опрокидывает всю рациональную философию. Рациональная философия возникает после начала сомнения в действенности органов внешних чувств; все философы Древней Греции истощали своё остроумие в подыскивании примеров того, как нас обманывают органы внешних чувств, следовательно доверять им нельзя.

В период средневековья философия отождествлялась с богословием, и для христианского мыслителя истинная философия — это христианское Откровенное вероучение. Оно в значительной степени формировалось при участии философской техники, и с течением времени произошло это отождествление. Всё же остальное — языческие заблуждения.

Точка зрения Телезио отрицала это отождествление: вероучение для нравственности, для души, а философия отождествлялась с естественным знанием. Отождествление философии с естественным знанием и есть знамение нового времени, в отличие от средневековья (отождествление с вероучением) и древней философии (отождествление с рациональным знанием).

1.2  Галилео Галилей (1568-1642)

Galilei. О его заслугах в естественной науке почти все знают ещё из школы:

1. Усовершенствовал телескоп и, благодаря этому, сделал открытия, которые тогда носили революционный характер.

2. Является основателем механики. Для средневекового и древнего философа механика — совершенно бессмысленное занятие, почти не имеющее никакого значения. Начиная от Сократа, занятие физикой казалось смешным — нужно заниматься внутренним миром человека, и оттуда извлекаются истинные знания. Занятие естественными предметами — это исследование движения, потому что даже предметы, которые, с точки зрения обывателя, покоятся, они обладают движением (виртуальное (скрытое) движение); то, что мы называем покоем, является частным случаем движения. Движение подвергается измерению. Т.о., утверждение, что всякое научное исследование сводится к измерению движения, носило революционный характер, потому что тем самым утверждалось значение математики и для естественной науки, и для философии (что отождествлялось).

Имеет смысл обратить на это внимание, потому что когда, в лице Галилея, европейские мыслители в полный голос заявили, что естественно-научные исследования есть измерение движения, то тем самым они утвердили математику в качестве основного инструмента для естественных исследований, и с тех пор никто это под сомнение не ставит. С подобным утверждением могли бы согласиться ещё в Древней Греции, начиная с Пифагора, смутное предчувствие роли математики в естественном знании было всегда, и с математикой много носились. Но это смутное предчувствие пошло по ложному пути — с цифрами стали связывать символы (напоминает современную астрологию). Несмотря на то, что толком почти невозможно в этом разобраться (потому что непонятны основания для утверждений), людей это увлекает, потому что микроскопическая истина там есть. Символика чисел так и шла от пифагорейцев через всю древнегреческую, античную философию и даже через средневековье. До XVI века игра с числами, символика чисел была очень популярна. А тут уже нет символики, просто трезвое рутинное употребление математического измерения для того, чтобы в математические формулы превратить измерение движение и, тем самым, осуществить естественные наблюдения. Поэтому с Галилео Галилея и начинается истинная наука, а до него было одно гадание.

К тому же Галилей поддержал открытие Коперника. Для того времени (кон. XVI — нач. XVII в.) отношение к Копернику было критерием социальной оценки и оценки с т.зр. христианского вероучения (еретик-нееретик). Галилей был осторожен, и только в одном из своих произведений сопоставил птолемеевскую и коперниканскую гипотезы, и даже этим вызвал нарекания. Через несколько лет он снова стал что‑то формулировать в осторожной форме, и церковные власти его принудили к отречению; он отказался от коперниканской точки зрения полунехотя.

1.3  Коперник

Kopernik, Copernicus. Никто толком не знает, какое у него происхождение; поляки говорят, что он — поляк (пусть будет поляк). Получил для того времени высокое образование, был священнослужителем. Написал произведение «О движении небесных светил». В этом произведении он изложил свою теорию о том, что в центре вселенной находится Солнце, а не Земля. Эта теория не нова, она была известна ещё в древности, он её повторил и оснастил подробным обоснованием, и предложил широкой публике.

Похожие материалы

Информация о работе