Юм стал утверждать, что, наряду с эгоистическим началом, которое несомненно, есть и чувство симпатии. Наше слово «симпатия», видимо, не обладает таким напряженным содержанием, как в английском языке, там это слово было более продумано — сорадование радости другого и сострадание страданию другого — переживание чувствований другого как своих. Это начало Юм поставил в основу общественной нравственности, и у Юма есть серьезные размышления об этом предмете, что делает его полноценным участником обсуждения нравственных проблем, что было в те годы популярно. Чтобы доказать, что это так, можно привести пример, что у него был друг, Адам Смит, знаменитый основатель классической политэкономии, тоже шотландец, как и Юм. Адам Смит был моложе на 20 лет. Кроме политэкономической книги, у Адама Смита были подробные рассуждения и по нравственности, в результате которых Адам Смит считается даже завершителем целой традиции английской нравственной философии; там развита та же схема симпатии как основы социально-нравственных чувств, следовательно, и нравственности.
Все эти размышления о нравственности у англичан, как правило, носят характер анализа аффектов, они перебирали различные аффекты и предлагали способ борьбы с ними.
Юм получил официальное служебное место, был помощником библиотекаря, и получил доступ к книгам. Склонный к истории, Юм, на основании знакомства с историческими произведениями, написал историю Англии. Этот труд очень высоко ценится, как труд профессионального историка и по эрудиции, и по способу изложения.
Итак, Юм — человек выдающихся умственных способностей. В философии можно быть оригиналом и чудаком, что‑то понаписать, кто‑то скажет: бред, кто‑то скажет, что хорошо, а в истории трудно быть чудаком, надо знать все документы, исторические материалы и владеть историческими реалиями в полной мере, иначе не будешь квалифицированным ученым.
Его философский язык очень хороший: простой, незамысловатый (немцев‑то читать невозможно — обилие лишних слово и т.п.).
В лице Юма эмпиризм, исчерпав все ресурсы за эти 200 лет, пришел к скептицизму, т.е. философские ресурсы в линии эмпиризма оказались небольшими. Рационализм свои ресурсы использует уже тысячелетия и, как его ни ругают, он существует, а эмпиризм, ярко, мощно противопоставив себя рационализму, сразу выдохся, потому что последовательное осуществление этих установок тоже привело к скептицизму.
12.03.98
Речь идет о том дополнении к основному руслу английской философии, которая выражается именами Локка, Беркли и Юма. Было маргинальное (т.е. не основное) русло этой философской традиции, которое идет параллельно основному, и по каким‑либо причинам считается менее ценным, но для всей полноты философской картины шотландская философия удачна, потому что обладает такими признаками, с которыми полезно познакомиться.
Самое главное — что это дополнение к Юму. Юм кончил абсолютным скептизицмом; и в науке, и в философии он изъял те основы, на которых она базируется: из рационалистической метафизики он изъял понятие субстанции, указав его несостоятельность, а из науки изъял понятие причины. В конце концов он сказал, что надо все суждения, которые в философии и науке претендовали на абсолютную ценность, перевести в область практики, оперировать теми же суждениями, только называть их положениями психической веры. Шотландская философия как раз это и сделала.
В основном речь идет только об одном философии — Томасе Риде, ровеснике Юма.
Reid. Профессиональный философ, преподавал в шотландских университетах (в отличие от Юма).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.