Это деление на образованных и необразованных началось с эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.), до этого было сословное деление. Это деление перешло и в XVIII век, и даже до настоящего времени.
Толанд хорошо знал Локка и поддержал его мысль, что содержание Откровения не противоречит человеческому разуму, но превосходит его. Различать истинное откровение от неистинного должен всё таки разум, т.е. разум становился критерием откровения — так толковал Локка Толанд. Критерий: если в откровении содержатся мысли, противоположные разуму, то это откровение надо отвергать, и наоборот.
«Христианство без тайны» — основная книга Толанда: христианство должно быть признано разумной религией, оно не должно иметь тайн (не этом настаивал и Локк).
Возник спор: христианство считалось преемником иудаизма (пророчества ВЗ сбылись в НЗ), но это не совсем очевидно, говорят придирчивые аналитики.
Ви,стон: евреи специально фальсифицировали ВЗ, чтобы казалось, что не все пророчества сбылись в НЗ.
Возражал Вистону: ВЗ пророчества имеют лишь символическо-аллегорический характер, т.е. пророчества не имеют исторического характера, следовательно они лишаются силы.
Развил это направление. Он заговорил уже о чудесах: чудеса в НЗ неправдоподобны и, главное, бесполезны для доказательства божественности Иисуса Христа, т.е. чудеса — тоже аллегории, например, воскрешение дочери Иаира — это восстание еврейской Церкви при пришествии Христа, воскресение самого Христа — это символическое изображение воскресения духовного в Церкви ВЗ‑й.
Вульстон, Коллинз, Вистон и др. создавали интеллектуальную атмосферу того времени: а если отбросить чудеса, пророчества, то в христианстве останется:
1. признание бытия Божия;
2. признание бессмертия души;
3. признание необходимости нравственных норм.
А это и есть деизм!
(Тиндаль). Крупный мыслитель. «Христианство так старо, как творение» — основной труд Тинделя. Но христианство не могло таким быть. Основная мысль Тинделя: положительные религии (все) — искажение естественной первоначальной религии. Это искажение происходило по двум причинам:
1. исторические обстоятельства;
2. выдумка духовенства.
Это обвинение (2) в XVIII веке было раздуто в карикатурном виде во Франции, а затем и в России.
Тиндаль: Христианство (настоящее, а не традиционное средневековое католическое) — это и есть восстановление первоначальной истинной религии, но неудачное восстановление, и «свободные мыслители» должны освободить христианство от «ненужных добавок». Эта мысль была лейтмотивом в те времена: философы должны доделать то, что не доделали Лютер и Кальви,н. И останутся только 3 положения религии разума — деизма.
Знаменитый английский скептик, предтеча Вольте,ра. Основная мысль: историческая (положительная) религия нужна лишь для необразованной толпы как «полицейская сила» и в этом надо церковную религию ценить.
Деизм — очень интересное явление в истории религии: англичане все «отрицательные» мысли о религии перебрали, французы не сказали ничего нового, а лишь «донесли» эти мысли толпе — и получилась в результате эпоха просвещения и революция.
19.02.98
Она является неотъемлемой картиной состояния умов, которое было в Англии в XVII веке, это важно и для истории культуры, и для наших целей, потому что умственная атмосфера этой английской эпохи потом повлияла на европейское состояние умов в XVIII веке и в дальнейшем.
Один из аспектов деизма — отрицание традиционного исторического христианства, причем, в этом отношении деизм является продолжением Возрождения, которое даже своим названием свидетельствует о том, что историческое традиционное христианство ставилось под сомнение, потом и отвержение, и этот процесс закончился эпохой Просвещения — полное отрицание христианства и даже переход в атеизм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.