Для аристократии нужна мудрость правящей группы. Мудрость эта заключается в сознании, что общее благо — лучшая гарантия общественного спокойствия. Мудрые люди правят страной так, чтобы население было спокойно.
Для монархии психический стимул — чувство чести — удовлетворение символическими наградами от государства (ордена, чины). Тебе не дают много денег, но тебя почитают, и ты этим удовлетворяешься.
Для деспотии тоже есть особая эмоция — робость, страх и ужас (страх в разных степенях). Малокультурное население проникнуто, в основном, страхом. Страх есть у всех людей, и он работает в деспотии, иногда и эффективно. При сталинской деспотии многим нравилось жить — спокойно, потому что все боялись.
Здесь Монтескье проявил изрядную наблюдательность.
Какие страны предрасположены к какой форме правления? Для больших стран характерна деспотия (тогда имелась ввиду, видимо, Россия или Китай). Для маленьких стран характерно республиканское правление: или демократический вариант, или аристократический. Для средних стран характерна монархия как середина между деспотией и республикой с её крайностями. Пример монархии — Англия. Монтескье с почтением описывает это устройство: в Англии нет крайностей, здесь всё умеренно благодаря принципу разделения властей — это основная мысль Монтескье. Принцип разделения властей — когда властные полномочия различаются по функциям: законодательная (творит законы), исполнительная власть (которая законы осуществляет), судебная (должна быть независимой).
Монтескье видит, что законодательная власть в Англии осуществляется через двухпалатный парламент: нижняя (о,бщин) и верхняя (пэ,ров). Через нижнюю палату выражается демократический элемент, а верхняя палата выражает аристократический элемент.
Исполнительная власть напоминает элемент монархический (управление внешними и внутренними делами). Это не совсем так, потому что в Англии есть правительство, а королевская власть номинальная.
Судебная власть должна быть подчеркнуто независимой от обеих предыдущих, иначе от неё нет смысла, судопроизводство будет несправедливым.
Обусловленность политического строя внешними факторами сейчас забыто, а разделение властей и у нас повторяется.
Политические мысли в общественной жизни очень сильны (в основном слова), но есть и более серьезные мотивы — социальные, когда некоторые социальные группы живут в неумеренно низком положении, а другие в неумеренно высоком. Эти социальные мотивы всегда связаны с политикой (прямо или косвенно), но на них не обращают внимания, потому что они находятся как‑то подспудно. Но когда эти мотивы попадают в поле зрения, то становится ясным, что это то, о чём надо говорить.
В первой половине XVIII века во Франции возникла наука политэкономия. Физиократы провозгласили очень дельные мысли (чисто французское изобретение). Они стояли за положения:
1. Необходимость личного труда для обеспечения материального существования. Этот личный труд всегда общественно полезен (речь идет о серьезном труде, не о воровстве, например).
2. Поэтому все профессии должны быть общедоступны. Обращаю внимание: это первая половина и середина XVIII века, во Франции — монархия деспотического типа (по крайней мере по замыслу), и такие мысли.
Следствия из таких положений: должны быть ликвидированы цехи — средневековое учреждение, которое было выражением монополии на какие‑то профессии — в средние века нельзя было спокойно осуществлять любую профессию, и это шло до сих пор. Физиократы по сути дела отрицали средневековый способ хозяйствования со всеми вытекающими отсюда последствиями: ликвидация це,хов, регламентации, либерализация общественно-трудовой деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.