В философии морали переплетаются несколько мотивов:
1. Мотивы природного (значит, неистребимого) эгоизма. Тут влияние англичан и скептика Монтене. В любой философской традиции в любой стране, особенно западной, характерно: если было влияние со стороны, то это влияние испытывали, но чтобы забыть всё своё — такого не было.
2. Эгоистическая основа нравственных норм. Почти то же самое, что и (1). Это влияние мыслей Гоббса. Всегда нужно делать поправку, потому что в обывательском словоупотреблении «эгоизм» — это нечто плохое. Имеется же ввиду серьезное осмысление этого понятия: страх за своё существование, естественное стремление к благополучию (а не пошлое самолюбие, которое ничего не хочет знать).
3. Гносеологический сенсуализм. Прямой связи с этикой тут нет, но дело в том, что философские рассуждения всегда переплетаются, это уже анализ, который предлагается «задним числом», расчленяет гносеологию и этику, а когда человек говорит заинтересованно, он почти всегда переплетает эти мысли, и гносеологические размышления может сплести с нравственными. В таком переплетенном и наиболее содержательном виде мы встречаем размышления по поводу природы нравственности у Гельве,ция (известный философ XVIII века).
Helvetius. Он берет мысли у Локка, Мандевиля (басня о пчелах), Вольтера (у него берет сенсуализм — укороченный локковский сенсуализм) и у Юма (более скептический сенсуализм).
Эгоизм есть основа существа человека. Т.к. это бесспорно, то в эгоизме можно видеть заповедь природы; значит, эту заповедь надо безусловно принимать.
Нравственность как наука (теоретическое осмысление существа нравственности) не может требовать больше, чем природа, а природа установила эгоизм как норму человеческого поведения. Вопрос: 17 столетий христианства неужели не оставили никакого следа? Гельвеций предлагает: если под добродетелью понимать отрицание эгоизма, то такая добродетель неосуществима. Но под добродетелью нужно понимать более реалистический идеал: одинаковый для всех граждан (значит, умеренный) эгоистический образ поведения — нужно исключить эксцессы эгоизма. Итак, нужно отказаться от крайностей эгоизма, а в умеренном виде осуществлять эгоизм всеми членами общества.
Гельвеций утверждает, что умеренный и однообразный для всех граждан эгоизм приносит обществу пользу, и потому квалифицируется обычно самим обществом как добродетель. Аналогия — мы привыкли одобрять приличное поведение, а хулиганское поведение не одобрять. В поддержку этой мысли Гельвеций говорит, что эгоизм направлен на обеспечение счастья человека: чем больше будет счастья у каждого члена общества, тем более счастливым будет общество, ведь счастье общества есть сумма индивидуальных счастий (как богатство: богатым общество является тогда, когда богатые граждане, потому что богатство общества состоит из суммы индивидуальных богатств).
Как добиться умеренного и общественно приемлемого? Надо воспитывать граждан, например, через привитие объекту воспитания чувства чести, «веру в себя» и т.п. Это — мысль Ламетри, которая повторялась многими. Можно подобрать и другое слово: «чувство собственного достоинство».
Эта философия морали содержательная, понятная, идущая в русле размышлений о нравственности, которые имели своим источником Англию.
С моралью связано право, и почти всегда философия морали соседствует с философией права.
(Монтескьё, Montesquieu). Был ярким автором. Старший современник почти всех основных мыслителей того времени. Наиболее знаменитый его труд: «Дух закона». В этом произведении он дал теоретический идеал политической свободы. Нигде влияние англичан не было таким крепким, как именно в философии права и в государственном праве. Монтексье имел колоссальное влияние на французское образованное общество и на всех тех французских интеллектуалов, которые занимались этими темами. Почти во всех его произведениях нет его оригинальных мыслей — это всё мысли Локка, но тем не менее такой эффект. Хоть талантливое, но переложение, но влияние большое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.