Berkley. Философствование Беркли идет в том русле, которое наметил Локк; Локк оставил для гносеологии задачу: он утверждал, что есть разница между внешним чувством и внутренним (между сенсацией и рефлекцией), но до конца эту разницу он не провёл; нельзя было толком понять, в каком отношении находится одно к другому. Правда, Локк обозначил мысль, что рефлексия, всё таки, имеет значение некоей последующей фазы умственной деятельности; для того, чтобы была рефлексия, надо, чтобы было содержание для рефлексии, а это содержание даётся именно сенсацией — действием органов внешних чувств; т.е. когда органы внешних чувств наберут достаточное количество ощущений, тогда эти ощущения обрабатываются внутренним чувством. С той поры и пошла традиция, которую возводят именно к Локку, что внутреннее чувство работает только после внешнего, и в сущности это даже одно и то же — содержание внутреннего чувства то же самое, что и у органов внешних чувств, только качество несколько иное — переработка и комбинации.
Получилось, что Локк настаивал на разнице между сенсацией и рефлексией, вместе с тем, сенсация и рефлекция связаны друг с другом как две стадии одного и того же процесса. Недоуменность тут осталась. Хотя связь между внешним чувством и внутренним знатоки всегда возводят к Локку, тем не менее, та разница, с обозначения которой Локк начал свою гносеологию, не могла не оставить следа — разница должна быть.
Если учитывать обе эти мысли (разница есть, вместе с тем, разницы нет), то получилось два варианта понимания связи и различия:
а) Одни люди настаивали, что главное — это внешнее чувство; то содержание, которое дается органами внешних чувств — это и начало, и самая основа знания, а то, что вырабатывается рассудком, рефлексией, это слабые следы первых ощущений. Гоббс говорил, что ощущения, которые дают органы внешних чувств — яркие, четкие, а когда под влиянием времени стираются границы яркости этих ощущений, то блеклые воспоминания об ощущениях становятся общими представлениями (как старый фотоснимок — стершийся, блеклый, мы даже можем персонаж принять за другой, тогда, правда, фотоснимков не было). На этой теории стояли классические сенсуалисты. Этот вариант понимания локковской гносеологии можно назвать «сенсуализмом внешнего чувства». Для представителей внешнего чувства абстрактные понятия — это всего лишь стершиеся следы ощущений — акцент на первой стадии познания через органы внешних чувств.
б) Сенсуализм внутреннего чувства. В этом виде сенсуализма акцент поставлен на второй фазе — самое главное в знании — это представления, т.е. результаты рефлексии, а ощущения — это всего лишь низшие ступени самовосприятия. Например: у животных тоже есть ощущения, даже более яркие, чем у человека (зрение, обоняние, осязание острее у животных), а знания, тем не менее, нет, значит, ощущения являются лишь низшей ступенью приобретения знания или самовосприятия.
Сенсуализм внешнего чувства развивался ассоциационной психологией, ведь, весь принцип ассоциационной психологии в том и состоит, что в основе лежит предметно-чувственный мир; его воздействие на психическую природу человека и производит знание, причем, тут есть известный параллелизм: внешнее воздействие жестко детерминирует содержание наших представлений.
Сенсуализм внутреннего чувства развивал Беркли.
Беркли рано начал писать на философские темы, его позиция очень рано обнаружилась и он имел сильное влияние. Начал он с темы, стоящей в стороне — с номинализма. Номинализм обнаружился в средние века, потом английские мыслители держались, в основном, номинализма. И это понятно, т.к. номинализм — яркая точка зрения, которая утверждает, что общие понятие не имеют содержательного значения, а являются всего лишь некими знаками, именами, обозначениями, символами для вещей, находящихся во внешнем мире. Классический номинализм состоит в том, что у человека есть логически выработанные общие понятия, но функция их ничтожна, им ничего не соответствует во внешней природе, во внешней природе есть только отдельные предметы, а общего предмета нет, значит, оригинала для общего понятия нет во внешней действительности — это классический номинализм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.